В Департаменте полиции Алматинской области по факту вандализма на православном кладбище открыли уголовное производство. В Уштобе местные жители при посещении кладбища обнаружили разбитые и разбросанные надгробные таблички, разломанные железные кресты и оградки. В полиции заверили, что заявление граждан: «найти и наказать виновных», приняли и зарегистрировали.
Между тем, случившееся имеет давние корни, причём не только в Казахстане, но и в других бывших советских республиках Центральной Азии, включая Туркменистан. Волна погромов на тамошних кладбищах прокатилась в самом конце 90-х и закончилась с разгромом местных "ваххабистов" в середине нулевых. Причём громили не только и не столько христианские кладбища, но все, где были установлены памятники с изображением лиц или с какими-то надписями. Первыми попадали под удар христианские символы, но потом и все остальные.
Погромам подвергались и святые места, куда приезжали для поклонения местным святым, к их могилам, или к другим объектам. Например, на юго-западе Туркменистана есть природное образование — каменный фаллос, куда приезжали бездетные женщины и совершали там обряды, призванные способствовать деторождению. В том же месте есть ряд захоронений святых, причём к ним приезжают даже из Ирана. Там же растёт "святая" арча, к веткам которой повязывают разноцветные ленточки — эта традиция широко распространена на всём Востоке.
Эти места разорялись, объекты поклонения уничтожались, не трогали только сами могилы, но все атрибуты культов стирались. Чисто салафитский террор. В народе эти группы назвались "ваххабисты", через "с". Приезжали они в удалённые места, где для местного населения являлись чужими, то есть это были своего рода "инспекции" и карательные набеги. Кстати, упомянутый выше каменный фаллос местным жителям удалось отбить и сохранить.
По своему происхождению "ваххабисты" были разными. Вдоль протяжённых трасс в основном они «кучковались» при транспортной инфраструктуре, ремонтных мастерских для фур, местах отдыха дальнобойщиков (типичная схема для Афганистана, Синая, Северной Африки, Средней Азии и Северного Кавказа). На крайнем юго-западе Туркменистана всё шло из Ирана, включая литературу, аудио- и видеозаписи на кассетах и дисках, а также наркотики на продажу. Туда же, в Иран, забирались на обучение дети и подростки, направлялись на лечение больные...
С тех времён в архивах специалистов сохранилось фото с надписью на одном тамошнем доме: "Ваххабист туркмен доган". В вольном переводе это означает: "ваххабист туркмену друг". Причём надпись была сделана на кириллице, хотя к тому времени лет десять молодёжь республики училась на латинице. Значит, писал взрослый человек, помнивший кириллицу, и это было не делом рук хулиганящих подростков, которые кириллицы уже не знали.
Прижимать «ваххабистов» начали после боя в Ашхабаде в 2008 году. Два боевика почти трое суток отбивались от туркменского спецназа. Взяли их только после расстрела здания, где они засели, артиллерийским огнём. В их телефонах были обнаружены номера абонентов из Ирана и Афганистана и последние звонки на эти телефоны были оттуда и туда...
Комментарии (0)