Новости, политика, экономика, общество

Сергей Рукшин: 20 лет реформ нанесли сокрушительные удары по всем ступеням российского образования

конце октября в Общественной палате состоялся очень важный круглый стол под названием «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования», на котором ученые и преподаватели в большой буквы подвели неутешительный итог 20-летке либеральных реформ в российском образовании. На нем ярко и обстоятельно выступил профессор кафедры математического анализа РГПУ им. А.И. Герцена, заместитель директора Президентского Физико-Математического Лицея № 239 Санкт-Петербурга, заслуженный учителя РФ Сергей Евгеньевич Рукшин. В продолжение темы грядущей аттестации вузов по лекалам ректора ВШЭ г-на Кузьминова, РИА «Катюша» приводит наиболее интересные выдержки из выступления Рукшина.

О последствиях введения ЕГЭ

«В 2014 году форум Общероссийского народного фронта, который посетил президент Владимир Владимирович Путин, впервые дал оценку изменениям в обществе, которые произошли в свете реформ. Поэтому я буду учитывать как результаты опроса, который провел тогда комитет по общественным проектам Администрации президента, так и результаты опросов, которые произошли сейчас.

ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу, служить основанием для получения образовательных кредитов. Хочу напомнить, 20 лет назад нам обещали, что по результатам ЕГЭ будут даваться кредиты на полную или частичную оплату образования, к сожалению, обещанных сертификатов так и не появилось, про них благополучно забыли.

Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. Он ее убрал из приемных комиссий вузов, но переместил затраты родителей и коррупционную составляющую совершенно в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. Не буду приводить всем известную ситуацию, когда директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Елена Низиенко в течение пяти лет выдавала документы строгой отчетности победителей финалов всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Это в прошлом, но сейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников.

Но все это мелочи. ЕГЭ все-таки требует в нынешнем его варианте приезда, потому что человека зачисляют на основании личного заявления по итогам первой, второй и так далее волны.

И это все меркнет по сравнению с тем влиянием, которое ЕГЭ оказал на институты образовательные, на саму среднюю школу и на вузы. Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начнется тотальная подготовка к экзамену вместо прохождения школьных программ. Что касается вузов, теперь вузы не имеют права выбирать себе контингент, за который отвечают. Это очень странная ситуация, когда тот, кто отвечает за качество подготовки специалистов, не имеет никакого влияния на право выбирать себе, если угодно, человеческое сырье для подготовки этих специалистов. Таким образом, больше всего страдают региональные вузы и исчезает целевой контингент. Человек поступает не туда, куда хотел, о чем мечтал всю жизнь, а туда, куда по баллам ему удастся поступить. И, безусловно, эти факторы нуждаются в тщательном анализе».


Об уничтожении единого образовательного пространства

«Реформы фактически уничтожили единое образовательное пространство страны. Перейти из одной школы в другую – большой труд. Нет согласованности учебников, отсутствие единого по срокам графика прохождения материалов, люди становятся заложниками разных программ.

Приведу только один пример, хорошо известный коллегам: в учебниках академика Никольского и в учебнике под редакцией Виленкина в 5-м и 6-м классе переставлены местами разделы про обыкновенные и десятичные дроби. Поменяв школу, ребенок может либо два года проходить десятичные, не узнав об обыкновенных, либо наоборот. Поэтому это не так смешно или невесомо, как иногда кажется».


Об угрозе уничтожения педагогики

«Сам факт закрытия (у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических вузов) означает не просто неуважение к профессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету. Преподаватель математики – это не плохой математик. Преподаватель русского языка и литературы – это вовсе не человек, который закончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию и так далее.


Во всяком случае, сейчас под угрозой педагогическое образование, статус педагогического образования понизился, и сейчас мы действительно переходим к ситуации, когда бакалавров, закончивших педвузы, директора крайне неохотно берут на работу из-за того, что они, зная математику, совершенно не знают методики преподавания.

Социальный статус учителя также снизился. Учитель, замордованный высокими нагрузками, совершенно не профильными занятиями вроде заполнения бумажных и электронных документов, фактически превратился в человека, который оказывает образовательную услугу и может в любой момент быть наказан родителями, учениками, администрацией школы за мельчайшие отклонения».


Развал высшего образования в регионах

«Реформа образования больно ударила по региональным вузам. Дело не в том, что она работает как пылесос, вытягивая из регионов России лучших выпускников в столичные вузы. Можно бы считать это благом, если бы далее многие из этих выпускников не отправлялись за границу, а оставались в стране, и если бы значительное число специалистов, получивших прекрасное образование в лучших вузах, возвращалось в регионы. Я беседовал несколько раз с ректором Ухтинского горно-политехнического института (Ухтинский государственный технический университет) – не едут лучшие обратно. Если выпускник московской «Губки» (Российский государственный университет нефти и газа) и Петербургского горного института (Санкт-Петербургский горный университет) и поедет на шахту, в разрез или нефтяное месторождение, то главным инженером, а не сменным или буровым мастером. Таким образом, разрушение региональных вузов сильно влияет на региональную экономику. Региональным вузам существенно угрожает и намеченная реформа аттестации и аккредитации вузов, по которой их планируется разделить на три категории».

Плоды перехода на болонскую систему

«Следующей болевой точкой, безусловно, является болонская система. Напоминаю, что придуманная для социализации и включения в западные системы людей из развивающихся стран болонская система изначально предрекалась разрушительной для реформы российского образования.

Что мы получили сейчас? Что сильнейшие выпускники бакалавриата идут в магистратуру зачастую за границу, и мы теряем их необратимо, потому что в аспирантуре стипендия такова, что он не может заниматься научной работой, а любая скромная стипендия зарубежного аспиранта позволяет ему сосредоточиться на науке и даже скромно, но достойно содержать семью.

Болонская система разрушила традиционную, хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые совершенно не знают производство.

Следующий трагический шаг – это представление аспирантуры как еще одного уровня обучения. Как сказал на последнем заседании коллегии Минобрнауки президент Российской академии наук: «Надо вернуть аспирантуру как форму подготовки научных кадров высшей квалификации». Мы сейчас тратим шесть лет с магистратурой плюс четыре года, но получаем людей, которые приходят не кандидатами наук, а людей, которые получают диплом об окончании аспирантуры, потому что они написали выпускную квалификационную работу».


Про кризис управления

«Итак, по всем степеням высшего образования нанесен сильнейший удар. Ну и, наконец, последнее, что вызывает опасения, это события этого года. Это безусловный и очевидный кризис управления. Разделение управления отраслью на трехглавого Змея Горыныча привело к тому, что есть две инстанции, которые отвечают за подготовку специалистов – это и Минпросвет, и Министерство высшего образования и науки, и организация, которая ни за что не отвечает – Рособрнадзор, но при этом может контролировать, проводить совершенно непонятно каким образом вписанные в закон проверочные работы, давать аттестацию, аккредитацию и так далее. Повторяю – контролирует тот, кто не отвечает за качество работы».

(видео полного текста выступления Сергея Рукшина)

РИА Катюша


Источник: Сергей Рукшин: 20 лет реформ нанесли сокрушительные удары по всем ступеням российского образования
Опубликовал:
Теги: Закон видео дорога форма образование

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Егельницкий 
Если всё ясно, известны виновники, начиная с Фурсенко, если понятны дальнейшие перспективы падения, то почему ничего не делается для ликвидации такой ситуации? Фурсенко теперь "консультант" у Президента, значит Президент поддерживает такое положение дел в образованиии? Очевиднейшее ВРЕДИТЕЛЬСТВО в отношении нацбезопасности страны идет в открытую, а кривоохренительные "органы" ковыряются в носу? А научная общественность только вякает по углам? Не пора ли им устроить всероссийские акции против такого образования и тех кто это продвигает? А народ поддержит.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Экзамен для министра образования
Экзамен для министра образования
0
Ваши новости 09:01 18 ноя 2017
Китай нанёс массированные ракетные удары по району развёртывания британской АУГ
Китай нанёс массированные ракетные удары по району развёртывания британской АУГ
112
Ваши новости 19:07 08 авг 2021
Самые действенные удары в самообороне
Самые действенные удары в самообороне
64
Мужской журнал 11:40 15 май 2022
Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
20
Ваши новости 13:01 08 ноя 2021
Самые соблазнительные образы звезд российского Инстаграма
Самые соблазнительные образы звезд российского Инстаграма
46
Мужской журнал 23:29 19 окт 2017
Очевидное невероятное. сергей веселовский
Очевидное невероятное. сергей веселовский
11
Ваши новости 15:01 30 сен 2017
Глобалисты нанесли контрудар по Америке
Глобалисты нанесли контрудар по Америке
6
Ваши новости 00:30 12 ноя 2020
ПО 15 000 РУБЛЕЙ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ: ДЕНЬГИ ПОЛУЧАТ ДАЖЕ РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ
ПО 15 000 РУБЛЕЙ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ: ДЕНЬГИ ПОЛУЧАТ ДАЖЕ РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ
25
Ваши новости 07:00 07 дек 2021
Начало реформ в образовании – конец образованию
Начало реформ в образовании – конец образованию
1
Ваши новости 19:59 07 июн 2021
Сын Меган Маркл и принца Гарри оказался наследником российского престола
Сын Меган Маркл и принца Гарри оказался наследником российского престола
30
Ваши новости 02:31 19 апр 2021
В России начали ликвидировать последствия одной из известных реформ Анатолия Чубайса
В России начали ликвидировать последствия одной из известных реформ Анатолия Чубайса
34
Авто-Тема 17:42 21 июл 2022
20 машин из прошлого, которые доказывают, что мы где-то свернули не туда
20 машин из прошлого, которые доказывают, что мы где-то свернули не туда
0
Авто-Тема 09:46 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства