Молодая испанка Нурия Мар – популярный видеоблогер. Неудивительно, что среди ее поклонников очень много россиян, ведь девушка изучает русский язык и активно интересуется нашей историей и культурой.
Несмотря на заметный акцент, ее успехи в изучении языка просто поражают. Да она и сама искренне им радуется. Однажды она получила задание на дом, в котором от нее требовалось снять видео на русском языке.
Нурия выбрала очень интересную для россиян тему. Она решила вкратце пересказать, что преподают испанским школьникам по истории России.
Особенности испанского образования
В отличие от российских первоклашек, в Испании детишки идут «первый раз в первый класс» в трехлетнем возрасте. Там школьниками становятся трехлетние малыши, которые заканчивают ее в 12-летнем возрасте. Если сравнивать с российскими учебными заведениями, то испанцы объединили детский сад и начальную школу. После школы они идут в институт. Там детям дают образование, соответствующее нашим старшим классам. В институте учатся четыре года, с 12 до 16 лет. После этого желающие поступают в вузы, которые там, как чаще всего и у нас, называют университетами. Так вот, в последнем, четвертом классе института они изучают историю России.
Российская история для испанских детей
Получается, что в 16-летнем возрасте юные испанцы получают первое впечатление о русской истории. Конечно, они изучают очень отрывочный и урезанный материал, но справедливости ради замечу, что в испанской школе можно узнать больше о России, чем в российской школе об Испании.
Удивительно, но из 15 глав испанского учебника истории в трех рассказывается о России. Это не так уж и мало. Правда, в нем рассказывается только о XX веке. Начинается все с событий, предшествующих революции 1905 года и заканчивается периодом холодной войны.
Русская революция глазами испанцев
По версии испанского учебника, в годы правления Николая Второго Россия экономически значительно отставала от ведущих западных стран. Полуфеодальное сельское хозяйство, слаборазвитая промышленность и малограмотное население – вот главные характеристики дореволюционной России.
Одной из главных причин падения Российской империи была Первая Мировая война, к которой страна оказалась не готова. Рассказывается о Февральской революции, о большевиках, как они подняли пролетариат на борьбу, и взяли власть. Они упоминают о Ленине и Троцком, как о главных вождях революции. В целом, они описывают Октябрьскую революцию и образование СССР в очень светлых красках.
После смерти Ленина развернулась борьба за власть между Троцким и Сталиным. Как ни странно, симпатии испанцев здесь целиком принадлежат Троцкому. Как сказала Нурия, он был «хороший чувак». Испанцы считают приход к власти Сталина очень негативным событием. Ведь Троцкий выступал за экспорт революции в другие страны, а Сталин стал строить социализм в СССР, не поделившись с другими.
Парадоксально, но испанцы, особенно каталонцы, земляки Нурии Мар, с большой симпатией относятся не только к Троцкому, но и к его убийце, Рамону Меркадеру. Нурия очень удивилась, когда узнала, что далеко не все в России знают, кто это такой. Возможно, особое отношение к Меркадеру объясняется тем, что он был каталонцем.
Но почему испанцам так полюбился Троцкий, трудно понять. Возможно, дело в том, что во время гражданской войны в Испании троцкисты сыграли очень активную и неоднозначную роль. Правда, об активной поддержке Советским Союзом испанских республиканцев в этой войне учебник почему-то умалчивает. Ничего не упоминается также о том, сколько детей было вывезено тогда из Испании в Советский Союз, чтобы уберечь их от неминуемой гибели. Кстати, один из потомков этих мигрантов – великий советский хоккеист Валерий Харламов.
Вторая Мировая война
Если вы хорошо учились в советской школе, вам не нужно спорить, как правильно говорить – Вторая Мировая война или Великая Отечественная. Это то же самое, что спорить, как правильно пишется – Иран или Ирак. В советской школе учили, что Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением гитлеровцев на Польшу, а Великая Отечественная – 22 июня 1941 года вторжением Германии в СССР.
Конечно, взгляд на Вторую мировую войну в испанских учебниках несколько отличается от истины, но могло быть и хуже.
Там говорят, что война началась пактом Молотова-Риббентропа и разделом Польши между Германией и СССР. Но когда немцы напали на Советский Союз и дошли до Москвы, ему пришлось примкнуть к союзникам. С учетом того, что французов разбили за месяц еще в 1940 году, а англо-американские войска высадились в Европе только в 1944 году, трудно понять, к каким союзникам мы присоединились в 1941 году.
Правда, в испанском учебнике отмечается, что переломным этапом, после которого началось освобождение захваченных фашистами земель, была Сталинградская битва. Но и тут есть своя «ложка дегтя». В учебнике указали, что освобождение Европы началось с высадки союзников в Нормандии. Кроме того, они почему-то скромно умалчивают об участии в войне на стороне Гитлера испанской добровольческой «Голубой дивизии», которая располагалась под Ленинградом.
Упоминают они тот факт, что СССР понес самые значительные потери из всех стран мира. В книге указывается, что из 50 миллионов погибших половину потерял Советский Союз. Хотя и эти данные не точные. Во-первых, по последним данным в войне погибло 27 миллионов советских людей, из которых только 10 миллионов составляют военные потери. Остальные 17 миллионов погибших – это мирные жители. Кроме того, самые большие потери во Второй Мировой понес Китай, который лишился по некоторым данным в войне с Японией с 1931 года около 35 миллионов человек. Правда, эту информацию многие исследователи оспаривают, называя цифру в несколько раз меньше.
Когда Нурия Мар побывала в России, ее удивило, насколько много до сих пор значит для россиян Великая Отечественная война. Действительно, сложно представить, что в такой огромной стране практически в каждой семье события тех далеких лет оставили глубокий и неизгладимый след.
Последний раздел в учебнике, где говорилось о России, был посвящен холодной войне. Но о нем Нурия не стала рассказывать, так как ей он не показался достойным внимания. Видимо, этой улыбчивой и жизнерадостной девушке, с искренней симпатией относящейся к нашей стране, не хотелось касаться этой темы и повторять за составителями учебника всякие глупости.
Автор: Сергей Кузмицкий
Использованы фотографии:
Комментарии (1)