В экономике слишком многое развивалось по известному принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда», полагает эксперт
Фото: ktovkurse.com
В 2019 году экономическая ситуация в России оставалась умеренно спокойной, но неоднозначной - низкие темпы экономического роста на фоне относительно стабильных макроэкономических показателей. О наиболее важных событиях народного хозяйства
Фальстарт национальных проектов как ключевого потенциального драйвера экономического роста
Запуск национальных проектов на фоне достижения «макроэкономической стабильности» был призван раскачать маховик государственных расходов для оживления как инвестиционной активности, так и находящегося в состоянии стагнации конечного спроса. При наблюдавшихся умеренно стабильных внешних условиях, в частности, в сфере стабильных цен на энергоносители и отсутствии системных шоков, подобные мероприятия несомненно могли бы создать тот самый необходимый «крутящий момент», позволяющий выйти на траекторию более высоких темпов экономического роста.
Однако ожидаемое фактическое неисполнение расходов федерального бюджета на сумму порядка 1 трлн рублей позволяет говорить о том, что сложившееся в российской экономике «окно возможностей» так и не было использовано в полной мере. В будущем же, учитывая не лучшее состояние мировой экономики, ситуация может оказаться не столь благоприятной. И это вызывает вполне естественные опасения, поскольку такое развитие событий способно поставить крест на ускорении темпов экономического развития, в то время как издержки формирования условий для подобного ускорения уже сейчас представляются более чем значительными.
Смягчение кредитно-денежной политики Банка России
Начавшаяся (пусть и с опозданием) в середине лета серия последовательных снижений ключевой ставки ЦБ РФ на фоне ожидаемой годовой инфляции на уровне примерно 3,5%, последовательность и масштабность предпринятых действий, выразившихся в фактическом снижении показателя за последние полгода с 7,75 до 6,25% годовых, позволяет начать разговор о качественном изменении политики регулятора.
Текущий уровень ключевой ставки, представляя собой если не оптимальное, то хотя бы рабочее ее значение, является важной дополнительной мерой как по стимулированию совокупного спроса в целом, так и по возможностям снижения кредитной нагрузки населения. В конечном итоге, если подобная политика регулятора традиционно не будет принесена в жертву соображениям исключительно финансовой конъюнктуры, она вполне сможет внести свой позитивный вклад в экономическое развитие России.
Переход к последовательному снижению профицита федерального бюджета
С экономической точки зрения, наиболее яркой чертой федерального бюджета 2020-2022 гг. является последовательное сокращение бюджетного профицита. Так, согласно официальным данным, бюджет сформирован с профицитом в 0,8% ВВП в 2020 году, 0,5% ВВП в 2021 году и 0,2% ВВП в 2022 году. При этом расходы в абсолютном выражении также будут расти в течение всего трехлетнего периода.
Подобная позиция означает сокращение темпов изъятия денежных средств из экономики. Напомним, что в только в 2017-2018 г. объем подобного изъятия составил 4,97 трлн рублей. То, что получилось, назвать «бюджетом развития» пока еще нельзя. Однако определенная смена вектора бюджетной политики все же дает повод для осторожного оптимизма.
В 2019 году в экономике России слишком многое развивалось по известному принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Остается надеяться, что по сложившимся результатам будут сделаны напрашивающиеся выводы управленческого характера и приняты меры по ликвидации разрыва между желаемым и действительным.
Денис Федоров – кандидат экономических наук, специально для ИА «Реалист»
Комментарии (0)