Российские информационные агентства сдержанно оценили итоги совещания министров иностранных дел стран НАТО, состоявшегося 27 апреля в Брюсселе.
Как отмечает РИА «Новости», «завершившиеся в пятницу в Брюсселе переговоры глав МИД стран НАТО, оставили впечатление в целом технической встречи, не привнесшей, во всяком случае, в публичном пространстве, принципиально новых оценок или решений: ситуацию «спас», пребывавший в хорошем расположении духа и улыбавшийся журналистам и коллегам новый госсекретарь США Майк Помпео, который и стал, наверное, главным событием этого смотра евроатлантической солидарности».
Хотя официальные лица НАТО и не заявили формально ничего нового, ряд акцентов в политике североатлантического альянса получил дополнительные уточнения. «Технический» же характер встречи лишь подчеркивает, что основные направления активности НАТО определены и не изменятся в будущем.
Относительно России заявлено следующее:
Министры иностранных дел начали с России, включая изучение долгосрочного воздействия ее внешней и оборонной политики. Главы МИД вновь подтвердили двусторонний подход к России: жесткое сдерживание и жесткая оборона, скомбинированные с существенным диалогом.
При этом генсек НАТО Йенс Столтенберг дополнительно отметил, что необходимо усиливать возможности НАТО по противодействию гибридным угрозам со стороны России, то есть тем угрозам, которые не включают триггер статьи 5, но в то же время являются вызовом для стран НАТО.
Министры иностранных дел НАТО также обсудили так называемую «Политику открытых дверей», то есть то, каким образом будет происходить дальнейшее расширение Североатлантического альянса.
По словам Йенса Столтенберга,
[главы МИД стран НАТО] обсудили прогресс Боснии и Герцеговины, Македонии и Грузии. Украина также выразила свое стремление присоединиться к НАТО, и министры отметили это.
В то же время вышеперечисленные страны, по мнению Столтенберга, находятся в разной степени готовности к присоединению к альянсу.
Однозначно в настоящий момент НАТО готово пригласить к вступлению в альянс только Македонию, и то только после того как Скопье и Афины урегулируют между собой «спор об именовании Македонии» (в скрытой форме – территориальный спор из-за принадлежности греческой провинции Македония).
Босния и Герцеговина (БиГ) сможет вступить в НАТО только после того, когда станет полностью удовлетворять условиям и критериям, выдвинутым на саммите НАТО в Таллине в 2010 году. Фактически речь идет о доведении расходов на оборону до требуемых альянсом 2% от ВВП, хотя пока БиГ ассигнует на эти цели не более 1%.
По словам Йенса Столтенберга, члены альянса высоко оценивают взаимодействие Грузии с НАТО, особенно ее вклад в совместные операции и миссии. Генсек НАТО полагает, что Грузия обладает всеми инструментами для того, чтобы хорошо подготовиться к членству в альянсе, и сможет вступить, когда будет отвечать всем необходимым требованиям.
Столтенберг пообещал продолжить тесное сотрудничество с Тбилиси, а также выразил удовлетворение со стороны всех стран альянса той поддержке, что оказывается НАТО Грузией. На предстоящем саммите, отметил генсек НАТО, прогресс Грузии будет признан, и будут найдены пути для этого.
При том, что министры иностранных дел НАТО «отметили» желание Украины присоединиться к альянсу, в отношении Киева высказывания были более сдержанными, и в чем-то напоминали «двустороннюю политику» по отношению к Москве.
Как заявил Йенс Столтенберг, «Украина наш партнер, очень близкий партнер, но в то же время Украина также является жертвой российской агрессии, незаконной аннексии Крыма и усилий России по дестабилизации ситуации на Восточной Украине. Все это делает важным для союзников найти способ выразить неизменную солидарность с Украиной».
Осторожность высказываний Йенса Столтенберга по вопросу об Украине контрастирует с намного более решительным тоном госсекретаря США Майка Помпео:
Сегодня была дискуссия об Украине, о ее потенциальном вхождении [в НАТО] Есть много работы, которую необходимо проделать, чтобы достичь этого.
Таким образом, хотя вопрос о присоединении Украины к НАТО хотя и выглядит очень дальней перспективой, но не является чем-то совсем невероятным. А это означает то, что у России осталось не так много времени для справедливого и равного урегулирования отношений с Украиной, поворотный момент может наступить, например, в 2030 году, а, возможно, и ранее.
Автор: Николай Кузяев
Использованы фотографии:
Комментарии (3)