Законопроект об уголовной ответственности за нарушение правил проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию уже внесен в Госдуму. А вот вступление в силу всех конституционных новаций одновременно, как повелел президент, проблематично: иначе Конституционный суд надолго станет неработоспособным органом.
фото: Кадр из видео
Ноябрь 2019 года. Все 15 судей КС на работе.
Законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс внесен в Госдуму за подписями сопредседателей президентской рабочей группы по поправкам в Конституцию — депутата Павла Крашенинникова («ЕР») и сенатора Андрея Клишаса. Четыре действующие статьи УК, которые карают за фальсификации избирательных документов и итогов голосования, незаконную выдачу бюллетеня, воспрепятствование осуществлению избирательных прав и работе избиркомов в ходе выборов и референдумов, теперь будут карать и за аналогичные нарушения в ходе уникального пока общероссийского голосования 22 апреля. Составы преступлений и наказания менять не предполагается. Минимальная санкция по этим статьям — штраф до 80 тысяч рублей, максимальная — лишение свободы на срок до 4 лет. Законопроект о соответствующих изменениях в Кодексе об административных правонарушениях пока к внесению не готов…
Тем временем думский Комитет по госстроительству и законодательству одобрил пятую порцию поправок к поправкам в Конституцию. На сей раз речь шла о главе 8 Основного закона («Местное самоуправление») и некоторых статьях главы 3 («Федеративное устройство»).
Глава комитета Павел Крашенинников («ЕР») сообщил коллегам, что в Конституции пропишут возможность постоянного размещения федеральных органов власти в других городах России, не только в Москве. «У нас уже есть опыт такого рода — Конституционный суд переехал в Петербург и прекрасно там работает, это было сделано федеральным конституционным законом», — пояснил г-н Крашенинников. «Какая же необходимость писать это в Конституции?» — поинтересовался Сергей Иванов (ЛДПР). «У нас федеративное государство, и мы считаем, что такая возможность в Конституции должна быть, если мы захотим, к примеру, перенести какой-то орган власти в Петропавловск-Камчатский или Владивосток…» — ответил г-н Крашенинников.
А еще он отметил, что запреты на владение зарубежными счетами, активами и ценными бумагами распространят и на Президента РФ — как многие депутаты и хотели. Настоящей новацией это не является: соответствующий запрет давно закреплен законами и для президента, и для губернаторов, и для членов кабинета министров, и для депутатов, и для сенаторов. Но предложения коммунистов расширить перечень ограничений, запретив всем высшим должностным лицам РФ, их супругам и несовершеннолетним детям владеть еще и недвижимостью за рубежом, поддержки рабочей группы и комитета не нашли.
«МК» уже писал о том, как именно будет реализована идея президента включить вроде бы независимые в соответствии с первой главой Конституции органы местного самоуправления в единую властную вертикаль: для этого придумано новое для российского права понятие «единая система публичной власти». Основной закон будет допускать теперь и особые (очевидно, более жесткие) правила игры для муниципалитетов не только в городах федерального значения, но и в столицах субъектов РФ.
На заседание комитета пришла сенатор Людмила Нарусова и призвала прописать в Конституции, что органы местного самоуправления не должны влиять на выборы других, более высоких уровней. Речь, как следовало из ее слов, шла о муниципальном фильтре в том числе: г-жа Нарусова считает, что неправильно, когда местные чиновники и депутаты решают, кто именно имеет право участвовать в выборах губернаторов. Но ее поправка была отклонена под тем предлогом, что муниципальный и прочие фильтры — это вопрос избирательного законодательства.
Кстати, выполнить пожелание президента и обеспечить одновременное вступление в силу всех поправок в Конституцию сразу едва ли получится. Г-н Крашенинников в разговоре с «МК» не исключил, что как минимум для статей о Конституционном суде придется делать оговорку. Ведь если взять хотя бы норму о численности судей (вместо максимум 19 их будет максимум 11), то при немедленном введении ее в силу встанет вопрос о том, на каком основании избавляться от четырех «лишних» (сейчас судей 15) — не жребий же бросать…
Существенный рост числа поправок приведет к существенному росту и числа действующих законов, которые потом потребуется переписать. Первоначально предполагалось, что таких законов будет 34 (плюс один новый о Госсовете). Теперь же, по словам г-на Крашенинникова, речь идет «примерно о 50 законах».
Комментарии (0)