Кирилл Кухмарь/ТАСС
Система, которая существует сегодня, подавляет в детях проявления субъектности. Школьную программу нужно сделать более индивидуальной.
Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» рассказал член правления всероссийской общественной педагогической организация «Лига образования» Михаил Кушнир. По его словам, раньше всё образование строилось в условиях дефицита информации и было эквивалентом получения этой дефицитной информации. Сейчас любые знания и данные доступны, поэтому важно правильно описывать детям общую картину мира.
«Сейчас у нас избыток информации. Соответственно, ценности в том, что человек запомнил то, что в него понапихали в этих самых предметах, никакой нет. Важна, скорее, обратная ситуация, важно понять: вот эта информация, которая сейчас в меня летит, она вообще нужная или не нужная, правильная или неправильная? Для того чтобы жить в этом мире избытка информации, требуются совершенно другие навыки. Ключевой момент — это картина мира. Если я обладаю картиной мира, благодаря ей я могу разобраться в этом самом потоке информации. Образование должно быть другим, оно должно быть более индивидуальным».
Кушнир отметил, что детский сад и школа приучают детей к равенству и лишают их возможности выбора. Поэтому сейчас, отвечая на многие вопросы, школьники выражают не своё личное мнение, а транслируют позицию старшего, авторитетного человека.
«Первое, с чего начинается школа, это «сидим ровно; руку поднимаем; чтобы выйти, надо спросить» и так далее. Мы сначала обрубаем им все проявления субъектности, загоняем их в единый коридор: класс должен двигаться целиком вместе, хотя все люди разные, а потом мы начинаем в старших классах спрашивать: скажи, а чем ты хочешь заниматься? Если логика образования будет в том, чтобы выращивать, развивать в человеке понимание себя, осознание того, что ему действительно нужно, тогда они бы говорили то, что у них действительно внутри, что им нужно».
Ранее Институт прогрессивного образования провёл исследование среди учеников 8-11 классов и выяснил, какие предметы школьники считаю ненужными. 70% опрошенных признались, что хотят исключить из программы ОБЖ. Две трети убрали бы из расписания технологию, а 40% респондентов считают, что им никогда не пригодится астрономия. Пятая часть школьников не хочет изучать основы религиозной культуры.
При этом 40% старшеклассников добавили бы в программу уроки психологии и финансовой грамотности, а половина опрошенных пожелала разнообразить физкультуру йогой и танцами.
Комментарии (0)