Россия пока не имеет четкой стратегической линии в отношении Армении да и других стран Закавказья. Активное развитие политических контактов, экономических связей с Анкарой и Тегераном происходит по большей части без учета конфликтной истории региона, зато со стремлением по крайней мере придержать поступление иранского газа в Армению и Грузию.
Эти обстоятельства вкупе с растущим воздействием на Ереван Евросоюза и США могут существенно ухудшить геополитические позиции Москвы в Закавказье. Таковы основные оценки, содержащиеся в вышедшем из печати сборнике (спецвыпуске журнала «ЭкоГрад») «Армения: обострение кризиса». Эксперты отмечают, что смена власти в Армении обусловлена прежде всего социально-экономическими причинами. Но и тем, что Россия не обращала внимания на кризисную ситуацию в этой стране, точнее – на рост безработицы, эмиграции, коррупцию, дороговизну всего и вся, консервацию многих предприятий и экономических проектов. Видимо, в Москве полагали, что «перемелется – мука будет»...
“В диалоге Москвы с Анкарой остается за скобками вопрос транспортной блокады Армении”
Тем временем еще с 2015 года все активнее развиваются политико-экономические связи Армении с ЕС и США, причем тренд усиливается. Знаковое событие – недавнее подписание соглашения о расширенном партнерстве между ЕС и Арменией. Параллельно пошли на углубление российско-турецкие отношения, что обусловлено, как считают многие эксперты, известными проблемами в Сирии. А также противоречиями между Турцией – с одной стороны и США и ЕС – с другой по многим внешнеполитическим вопросам. При этом в диалоге Москвы с Анкарой, похоже, остается за скобками вопрос начатой еще в середине 1993 года транспортной блокады Армении. Эти факторы во многом способствовали произошедшему в республике на рубеже 2017–2018-го.
Но Москва, судя по всему, никаких выводов не сделала. Премьер Армении Никол Пашинян 3 июля заявил в американском посольстве в Ереване, что его правительство «считает важным активный диалог и сотрудничество с США во всех сферах, представляющих взаимный интерес. Мы готовы совместными усилиями придать новый импульс взаимодействию, в том числе для расширения торгово-экономических связей». Американский посол Ричард Миллз ответил в том же ключе: «Мы готовы к тесному сотрудничеству и предоставлению необходимой консультативной, технической и финансовой помощи. Армения – хороший друг и партнер США».
Обращает на себя внимание и прием, устроенный в сенате США в конце июня с участием президента Армении Армена Саркисяна по случаю столетия установления дипломатических отношений между странами. Представитель Госдепартамента Джордан Эндрюс многозначительно заявил тогда: «Для Армении открылась новая эра. США продолжают поддерживать Армению в вопросе создания автономного (от США? – А. Б.), процветающего, демократического государства». А сенатор Джеки Спир добавила: «Новая Армения, в которой победили демократия и свобода, достойна существенной помощи США».
Похоже, Вашингтон взялся за Ереван всерьез и надолго.
Появляется информация, что США и ЕС планируют реанимировать вариант решения карабахского конфликта путем обмена территориями между Ереваном и Баку, то есть проект начала – середины 90-х годов. Если вкратце, часть Нагорного Карабаха предлагается передать Армении в обмен на земли южноармянского Зангезура (что, кроме того, устранит географическую отдаленность Нахичеванского региона Азербайджана от его остальной территории). Вариант сугубо теоретический, но, по ряду экспертных оценок, он нацелен и на то, чтобы, во-первых, азербайджанский газ поступал в Армению и через нее в Турцию, а далее в ЕС. Во-вторых, на прекращение транспортной блокады Армении и в более широком контексте – на ослабление здесь и в регионе в целом позиций РФ.
Иными словами, ситуация в Закавказье и в российско-армянских отношениях зависит по сути от того, кто кого переиграет: Москва своих заклятых партнеров или наоборот. Но в любом случае политика Запада в регионе становится более отточенной, она учитывает и недавние события в Армении, и настрой ее новых властей на активное сотрудничество.
Комментарии (0)