Мировая торговля столкнулась с острым дефицитом грузовых контейнеров
Экономический кризис, пандемия, падение рубля оказались не единственными причинами подорожания товаров. Возникла новая проблема – острый дефицит морских контейнеров для перевозки в Китае. Это произошло из-за дисбаланса экспорта и импорта между КНР с США, Европой и Россией. Китайские производители отправляют контейнеры в другую часть света, где они и остаются, потому что обратно грузить их нечем. Торговый бизнес, завязанный на поставках из Поднебесной, уже бьет тревогу: логистика стала неподъемной.
ФОТО: PIXABAY.COM
Морем везется большинство грузов из Китая. В Поднебесной около 20 крупных и более 100 мелких портов, судна из которых идут по всему миру. Единственное ограничение для доставки морским транспортом – скоропортящиеся продукты или товары, которые нужно срочно доставить. Крупные партии одежды, обуви, техники и всего то, что мы в основном покупаем в Китае, доставляется в контейнерах. А они подорожали - следовательно, именно потребительские товары «Made in China» в группе риска на повышение цен.
Нехватку контейнеров уже окрестили новым «черным лебедем», хотя на первый взгляд проблема не кажется такой уж серьезной. На самом деле, все плохо: за последние недели логистика на направлении Китай-Россия подорожала в несколько раз.
«Ситуация с контейнерами из Китая очень серьезная. На фоне пандемии коронавируса ставки на перевозки контейнера с грузом из Китая подорожали сначала в два, потом в три, а сейчас и в 7 раз. И, думаю, это не предел», - рассказала «МК» эксперт по построению бизнеса с Китаем, основатель торгового дома «Цайшень» Ольга Коновалова.
Связанные с Китаем новые реалии бизнес переживает по-разному. Небольшие производства останавливают выпуск продукции, потому что по новым тарифам фрахта реализовывать ее нерентабельно. Какие-то компании отказываются от планов запуска новых линий поставок. Некоторые компании объединяют партии, чтобы оплатить перевозку вскладчину, но при этом теряют время.
Дефицит контейнеров возник по двум причинам, поясняет Ольга Коновалова. «Из-за пандемии и торговой войны между Китаем и США произошло нарушение баланса в мировой торговли: контейнеры из Китая уходили в одну сторону и не возвращались назад, поэтому порожних контейнеров в Китае нет. Кроме того, прогнозируя период снижения деловой активности в мире и желая сохранить маржинальность перевозок, морские линии сняли некоторое количество судов-контейнеровозов с маршрутов, чтобы не ездить вхолостую», - говорит наша собеседница.
Альтернатива морским перевозкам в контейнерах - авиа и железнодорожные перевозки. Но цены на них тоже начали расти вслед за ставками на фрахт. Можно пересмотреть и формат логистических перевозок – возить товары не челночным способом из точки в точку, а «по кругу», объезжая всех покупателей. Другое решение проблемы – увеличить производство контейнеров, но и тут все не так просто.
«По данным Китайской федерации машиностроения, в августе 2020 года производство контейнеров в стране выросло — впервые с 2018 года, но их все равно не хватает», - добавляет Коновалова.
Единственная надежда на то, что часть контейнеров вернется в Китай после новогодних праздников. Однако бизнес рассматривает и более пессимистичные варианты. «Нарушения логистической цепочки будут, пока сохраняется дисбаланс торговли. Это длительный процесс, который приведет к подорожанию товаров на прилавках. Цены на импортные товары или на товары с импортными комплектующими придется поднимать», - прогнозирует собеседница «МК».
Комментарии (1)