МАКСИМ ТОПИЛИН. ФОТО: ДМИТРИЙ АСТАХОВ / ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ /ТАСС
Отставка главы ПФР Максима Топилина и назначение на его место Андрея Кигима может означать кардинальные изменения в пенсионной системе России. Реформа 2018 года никоим образом не решила проблему. Однако есть надежда, что правительство Мишустина – Белоусова способно с ней справиться.
Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин покинул свою должность. Это второй за довольно короткий срок уход чиновника, причастного к пенсионной реформе 2018 года. Напомним, на днях со своей должности был снят заместитель министра финансов Антон Дроздов. К слову, именно Дроздов возглавлял ПФР до Топилина.
Отметим, что уход Топилина происходит на фоне слухов о скорой отставке двух министров федерального правительства: Антона Силуанова и Максима Решетникова.
Несмотря на то что "идеология" упомянутых чиновников разная (один – либерал, другой – так называемый технократ), обоих объединяет одно: ни один из них не отвечает требованиям блока Мишустина – Белоусова. То же самое можно сказать и о Максиме Топилине. Будучи ещё министром труда и социальной защиты, Топилин не противодействовал пенсионной реформе. Более того, он являлся её непосредственным исполнителем. Спустя 2,5 года можно сделать однозначный вывод: реформа никоим образом не решила проблему пенсионной системы, а в лучшем случае лишь отсрочила ее крах на несколько лет, вызвав ужасный рост социальной напряжённости.
Михаил Мишустин и Андрей Белоусов прекрасно осознают данную проблему, которая практически не имеет решения.
Единственный возможный выход – обеспечить пенсионным деньгам эффективное применение в российской экономике. Так, чтобы они могли себя как минимум самовоспроизводить, как максимум приносить хороший доход будущим пенсионерам. Однако для этого ПФР должен перестать быть "прокладкой", пропускающей через себя триллионы рублей ежегодно, и превратиться в инвестиционный фонд, подобный тем, которые существуют в западных странах.
Но подобный подход сопряжён с большими рисками. Недостатком российской экономики и, в частности, её инвестиционной составляющей является слабая проработка проектов. В особенности это касается долгосрочных проектов. То есть тех, куда должны вкладываться длинные и дешёвые пенсионные деньги. В качестве примера можно привести транспортную инфраструктуру. В России имеется лишь несколько по-настоящему проработанных объектов, которые обеспечат гарантированный возврат средств в течение 15–20 лет. Однако задача поиска и проработки перспективных проектов развития – дело Министерства экономического развития, а не инвестиционных фондов.
Впрочем, для создания по-настоящему мощного фонда, ведущего активную инвестиционную деятельность, одного ПФР мало. В России существуют ещё два "социальных" фонда: обязательного медицинского страхования и социального страхования. Суммарный бюджет всех трёх организаций равен 12,5 трлн рублей. Это огромные деньги, составляющие 12% от ВВП. В настоящий момент они никак не работают на экономику, хотя при грамотном управлении могли бы обеспечить дополнительный к страховым выплатам доход.
Объединение трёх фондов в единый организм могло бы позволить сформировать мощный финансовый "кулак". Именно поэтому на должности руководителя ПФР должен находиться специалист, отвечающий всем задачам и требованиям правительства. Такой мысли, по-видимому, придерживается вице-премьер правительства Татьяна Голикова. За отставкой Топилина многие видят её усиление и возможность объединения фондов под одним "социальным" крылом.
На первый взгляд, эта мысль подтверждается назначением в ПФР на место Топилина бывшего руководителя Фонда социального страхования Андрея Кигима. Кигим – очень опытный и "профильный" руководитель. ФСС он возглавлял 8 лет, до этого дважды избирался на пост президента
В короткой перспективе, однако, важно, можно ли его считать человеком из команды Мишустина – Белоусова. Иначе говоря, получают ли сегодня граждане России надежду на решение хотя бы некоторых проблем в функционировании пенсионной системы?
Комментарии (2)