29 ноября 1941 года. В этот день в подмосковной деревне Петрищево фашисты казнили восемнадцатилетнюю партизанку Зою Космодемьянскую.
Совсем юным напомню: Космодемьянская ушла на фронт добровольцем, при выполнении боевого задания попала в плен и после жестоких пыток была повешена немцами при большом скоплении народа.
После того, как историю девушки рассказали на страницах всех советских газет, Зоя стала символом победы. С ее именем шли в бой, в тылу перевыполняли план в ее честь. Эта официальная история достаточно точно отражает события тех дней. Но если вбить имя Космодемьянской в поисковик, то окажется, что всё было гораздо интереснее: умалишенная поджигательница, необученные дети, которые выходили на задание в тыл врага чуть ли не с одними ножами, послевоенное замалчивание истинных событий запуганными петрищевцами – об этом сейчас не написал только ленивый. Старые, как мир, пляски на костях. В любом более-менее профессиональном историческом блоге найдется опровержение этих домыслов – легко нагуглить.
В какой-то момент стало модно пиариться на памяти погибших героев, и происходит это всё чаще. Конечно, бывшего доктора, а ныне ресторатора Бильжо, ради пустого хайпа
А вот мотивы недавно прогремевшего на все соцсети издания «The Village»,
Конечно, любой громкий скандал в отношении погибших героев «рекламирует» и самих героев, напоминает о них общественности, плохо не это. Просто постепенно меняется угол освещения Великой Отечественной войны. Уже вросло в сознание в отношении Зои слово «поджигательница», уже Коля из Уренгоя
В современной культуре принято считать одинаково пострадавшими обе стороны конфликта. Да, жалко немцев, румын, финнов, все они оказались несчастными игрушками в руках злобного тирана. Приходится делить свою жалость между ними и той же Зоей. В итоге мы имеем удивительную картину, когда один народ от безысходности напал на другой народ. Русские сумели одолеть противника и теперь зачем-то радуются тому, что побили несчастных немцев – фу, какие противные русские, прекратите радоваться.
Но вся загвоздка в том, что в войне нет правых и виноватых, но есть Родина. Да, вот так, с большой буквы. И сражались за нее, и умирали за нее. А мифическая Родина в век космополитов – совершенно не аргумент. Само это понятие не слишком знакомо современным мальчикам и девочкам, они если и пишут это слово, так с маленькой буквы.
С 1941 года капитально изменились способы ведения войны, рухнул СССР, а следом из общественного сознания пропал мотив подвига солдат Великой Отечественной. Мотив пропал, а информация осталась. Человек – странное существо, которому необходимо обоснование всего на свете. И поэтому так нравятся читателям истории о случайности подвига или наоборот – о святых, отдавших жизнь за веру.
В девяностые годы было принято называть Зою Космодемьянскую русской Жанной д’Арк. В этом сравнении есть одна маленькая, но фатальная неточность: французская национальная героиня умерла за Бога и была причислена Католической церковью к лику святых. Зоя умерла не менее мужественно, но с именем Сталина на устах. Ныне принято отрицать все достижения той страны, за которую сражалась и погибла девушка.
Уходят военные поколения, когда-нибудь исчезнут и последние жители СССР, для которых Зоя была основным символом патриотизма. Смысл подвига уже неясен, проще в нем не разбираться. И потому можно строить музеи, можно создавать сайты памяти. Можно сколько угодно муссировать факт замученного священника – деда Космодемьянских. Но основной проблемой в явлении под названием Зоя Космодемьянская является неопределенность ее положения в общественном сознании.
История выбила из-под ног казненной героини могучий советский постамент и не сумела ничем его заменить – самая известная советская мученица никогда не будет причислена к лику святых, как бы этого ни хотелось защитникам ее памяти. Именно потому что – «советская», а значит, атеистическая, ведь свидетельств веры в Бога она не оставила. Забудут ли когда-нибудь всех советских героев? Понятия не имею. Но лично я верю в лучшее. В конце концов, Жанна д’Арк дожидалась канонизации почти пятьсот лет и не была забыта за это время.
В один день с Зоей была казнена разведчица той же части № 9903 Вера Волошина. Ее повесили на придорожной иве в нескольких километрах от деревни Петрищево. Много лет об этой девушке ничего не было известно, пока в 1958 году ее судьбу не восстановил журналист Георгий Фролов. Он сумел создать легенду о боевых подругах, «привязать» Веру к Зое, чтобы имя Волошиной не было забыто. Что интересно, это сработало. Вместе с Зоей теперь всегда вспоминают и Веру. Та самая ива росла до наших дней, была окружена памятниками и табличками, а 17 ноября местные жители не увидели печально знаменитого дерева. В целях благоустройства оно было спилено вместе с молодыми побегами.
Ни местных жителей, ни клуб «Память» (бывший некогда первым музеем Веры Волошиной, в наше время он выведен из реестра музеев) никто не потрудился предупредить. Понятно, что всё это сделано в лучших целях и согласовано в высших инстанциях. Но иногда стоит прислушаться и к живущим рядом – к тем, кому дороги забытые герои. Мы ведь тоже имеем право на память.
Комментарии (1)