Новости, политика, экономика, общество

Чтобы помнить войну, не надо жить во время войны

Подводя итоги 2020 года, многие сообщают, что он был «худшим в истории». Что поневоле вызывает в памяти строки:

«А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?».

В завершающемся году было много неприятного – с этим кто же спорит? – но минимальное знание отечественной и всемирной истории дает возможность назвать множество годов в прошлом, по сравнению с которыми 2020-й еще очень даже приемлемый. И называть его худшим в истории – значит, безрассудно гневить Бога.

 

В том же американском журнале «Тайм», осознавая, что обложка с «худшим в истории» 2020-м хлесткая, но при этом гораздо более глупая, редакция поместила статью, содержащую оговорки.

В своем тексте кинокритик Стефания Захарек признает, что в мировой истории бывали и худшие годы, но отмечает, что подавляющему большинству ныне живущих людей сравнить 2020 год просто не с чем.

«Вам должно быть больше 100 лет, чтобы помнить о разрушениях Первой мировой войны и пандемии гриппа 1918 года; примерно 90 лет, чтобы иметь представление о лишениях, вызванных Великой депрессией, и 80 лет, чтобы сохранить память о Второй мировой войне и ее ужасах. У всех остальных людей просто не было подобных примеров». Поэтому наблюденные в нынешнем году «стихийные бедствия, проблемные президентские выборы в США и пандемия коронавируса» перекрывают все доселе виденное.

Оговорка вряд ли помогает. В людской памяти остаются не только бедствия, ими лично пережитые. Например, на переживание Великой Отечественной войны и на память о неисчислимых бедствиях, ею принесенных, способны и люди, рожденные после 1945 года. А многие эмоционально воспринимают и Гражданскую войну, когда вообще никто из ныне живущих (кроме уникальных мафусаилов) еще на свет не явился.

При этом есть еще такая вещь, как бедствия в других землях. Кинокритику Захарек 57 лет, она родилась в 1963 году. А значит, уже на ее веку была китайская культурная революция, резня коммунистов в Индонезии и злодеяния красных кхмеров в Камбодже. Перед которыми меркнут все проблемные президентские выборы в США и даже бушующее ныне моровое поветрие.

А несколько позже был геноцид в Руанде, гражданская война в Югославии, «святые 90-е» на территории бывшего СССР, басаевские мегатеракты от Буденновска до Беслана. Затем к списку добавилась арабская весна в Сирии и Ливии. Не замечать таких жестоких бедствий можно лишь исповедуя принцип «За чужой щекой зуб не болит». А равно «Один гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем вся фантазия у Гете». Может быть и так, но публично хвалиться таким восприятием чужих бед не совсем принято. Хотя такова уже слабость человеческая.

«Когда теперь бранят произвол культа, то упираются все снова и снова в 37-й – 38-й годы. И так это начинает запоминаться, как будто ни ДО не сажали, ни ПОСЛЕ, а только вот в 37-м – 38-м (да и нынешнее начинание «Последний адрес» безотносительно к личной позиции организаторов находится в аккурат на этой линии – М.С.)».

И объясняется, почему. До 1937 года была мужичья чума (установление колхозного строя) – «но мужики – народ бессловесный, бесписьменный, ни жалоб не написали, ни мемуаров.

А поток 37-го года прихватил также и людей с положением, людей с партийным прошлым, людей с образованием, да вокруг них много пораненных осталось в городах, и сколькие с пером!  – и все теперь вместе пишут, говорят, вспоминают: тридцать седьмой! Волга народного горя! А скажи крымскому татарину, калмыку или чечену – «тридцать седьмой» – он только плечами пожмет. А Ленинграду что тридцать седьмой, когда прежде был тридцать пятый?».

 

Написанное Солженицыным полвека назад вполне применимо и к журналу «Тайм». Та же эгоцентричность восприятия. Чужих бед как бы и не существовало, но зато собственная беда – она неслыханная и имеет всемирно-историческое значение. Другое дело, что такие жалобы эгоцентрика, хотя бы в принципе не лишенные некоторого основания, неважно воспринимаются другими (см. также и восприятие табличек с «Последним адресом» – там то же самое).

Номер «Тайм» делали глупые и жестокие дети – так и отношение к ним соответствующее.


Источник: Чтобы помнить войну, не надо жить во время войны
Опубликовал:
Теги: война волга вещь весна

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Познер: О Дзержинском и о том, что надо помнить
Познер: О Дзержинском и о том, что надо помнить
143
Ваши новости 04:01 18 фев 2021
Швеция во время Второй мировой войны
Швеция во время Второй мировой войны
15
Мужской журнал 07:01 07 фев 2022
Четыре войны, проигранные из-за расовых предубеждений
Четыре войны, проигранные из-за расовых предубеждений
16
Ваши новости 11:09 13 авг 2021
Великой Победе посвящается! Самое время рассказать свою историю
Великой Победе посвящается! Самое время рассказать свою историю
65
Ваши новости 15:31 06 май 2021
Оговорка Лаврова про начало войны вскрыла планы России
Оговорка Лаврова про начало войны вскрыла планы России
126
Ваши новости 06:01 31 янв 2022
Ради борьбы с Китаем США разожгли войну в Африке
Ради борьбы с Китаем США разожгли войну в Африке
9
Ваши новости 18:01 22 ноя 2020
Как тепло и удобно жить в холодную зиму на даче
Как тепло и удобно жить в холодную зиму на даче
2
Все о работе руками 10:20 14 ноя 2024
Китайские каратели во время гражданской войны в Забайкалье.
Китайские каратели во время гражданской войны в Забайкалье.
23
Мужской журнал 10:01 05 ноя 2019
Шерсть дыбом: какие необычные способности проявляли животные во время войны
Шерсть дыбом: какие необычные способности проявляли животные во время войны
3
Мужской журнал 07:01 23 авг 2020
Почему вспыхивают войны?
Почему вспыхивают войны?
26
Мужской журнал 08:01 22 янв 2021
Как надо крепить OSB-плиты к деревянному каркасу: 3 правила и пара советов
Как надо крепить OSB-плиты к деревянному каркасу: 3 правила и пара советов
0
Все о работе руками 08:01 29 авг 2024
Добровольцы – подводники Испанской войны
Добровольцы – подводники Испанской войны
0
Мужской журнал 10:01 19 июл 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства