Как организовать онлайн-обучение по уму
Выступая недавно в Госдуме, премьер-министр Михаил Мишустин, выразил надежду, что в новом учебном году «мы минимизируем дистанционное обучение и нормально, по-человечески отправим своих детишек в школу». Но при этом он фактически пропел осанну и дистанционке, благодаря которой «мы успели до конца довести учебный год». Конечно, дистанционное обучение в экстренной ситуации лучше, чем полное прекращение учебы. Однако есть в нем и серьезные опасности. Об обратной стороне дистанционки рассказала эксперт, зампредседателя «Партии Роста» Елена Ульянова.
фото: pixabay.com
В последнее время в России принято говорить об онлайн-обучении лишь как о дополнительных опциях, появляющихся с его ведении в образовании традиционном, либо как об экстренной мере, вводимой на случай «стихийных бедствий», вроде нынешней пандемии коронавируса.
Власти всячески подчеркивают, что полного перехода на дистанционку в штатных условиях не будет. Однако то там, то здесь постоянно появляется информация, будоражащая общественное мнение. То вузы, как недавно писал «МК», объявляют о наборе групп, которые уже с сентября этого года будут учиться исключительно в режиме онлайн. То возникнет концепция, расписывающая режим обучения онлайн, но ни слова не говорящая о том, что он не станет господствующей формой обучения. И это при том, что общество однозначно не желает «триумфального шествия» онлайн-обучения в стране.
Категорически против закона о цифровом образовании выступает Елена Ульянова. Ведь ни технически, ни технологически наша страна пока к формату онлайн-обучения не готова, подчеркивает она: «Перейти на онлайн-формат обучения наша страна не сможет сейчас при всем желании. Это факт, который доказал коронавирус вкупе с трехмесячной самоизоляцией».
В то же время мы, разумеется, должны быть готовы к подобным вызовам. К примеру, если начнется вторая волна пандемии, то мы рискуем начать терять целое поколение, которое перестанет получать качественные знания. Но для этого уже сейчас необходимо провести большую подготовительную работу, подчеркивает эксперт:
- Во-первых, сегодня необходимо провести полноценный мониторинг технической готовности семей и учителей к онлайн-обучению. Не секрет, что ни в каждой семье есть элементарный компьютер, а если детей 2-3, то нескольких устройств. Во многих европейских странах, к слову, детям выдавали планшеты на период самоизоляции. Ну и стоит ли говорить, что процентов 30 территорий нашей страны не имеют устойчивой интернет-связи, что порождает неравный доступ детей к миру онлайн. Эту проблему тоже необходимо поднимать и решать.
Во-вторых, недавно надзорные ведомства опубликовали информацию о том, что во время офлайн-обучения детям нельзя пользоваться гаджетами, потому что они плохо влияют на организм ребенка. А где исследование, как они на самом деле влияют на школьников того или иного возраста? Об этом тоже стоит задуматься.
В-третьих, необходимо на государственном уровне начать выстраивать систему цифровой педагогики. Пока институты развития образования и повышения квалификации отстают и в этом. В национальных проектах прописаны все основные таргеты – это и цифровая образовательная среда, и проект «Учитель будущего». Сегодня пришло время сесть и пересмотреть цели и задачи этих документов.
- Ну и самое важное, о чем сегодня нельзя забывать – это онлайн-программы для родителей и учителей, которые бы включали в себя вопросы работы с эмоциональным выгоранием детей и психологической усталостью. Пока эту работу ведут лишь частные школы, которые участвуют в западных онлайн-конференциях,- напоминает Ульянова.
Комментарии (0)