Сурков предложил изучать политическое наследие нынешнего президента, как раньше изучали книжки Брежнева
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Материал комментируют:
Сетевое издание «Актуальные комментарии» (учредитель — Центр политической конъюнктуры) объявило о запуске рубрики «Путинизм», в рамках которой планируется анализировать «различные аспекты курса Путина» и оценивать его историческое значение для России и всего мира. Об этом в понедельник, 14 октября, сообщили в РБК.
Старт
«А понять, „как они делают это“, всегда интересно», — пояснил Сурков.
В первом выпуске «Путинизма» представлен обзор статей, посвященных президенту России и его политике, появившихся в западных СМИ. В частности, там есть статья «Путин Великий», опубликованная журналом Foreign Affairs.
«Немного жаль, что для начала выбраны тексты зарубежного происхождения. Что же делать — нет пророка в своем отечестве. Путинизм, как это ни парадоксально, приходит к нам с Запада. В отраженном, а значит, отчасти искаженном свете. Но он наш. И без него никак», — подчеркнул в комментарии Сурков.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков подтвердил, что «Актуальные комментарии» цитировали Суркова. При этом на вопрос, напишет ли сам Сурков колонку для новой рубрики, он ответил, что «все может быть».
В РБК также напомнили о том, что в феврале этого года Сурков опубликовал в «Независимой газете» статью «Долгое государство
В предыдущей статье, в апреле 2018 года, Сурков предсказал России века «геополитического одиночества», поскольку в своей истории она уже пробовала быть и Востоком, и Западом. По его словам, будет трудно, но интересно.
Как
На вопрос, руководствуется ли президент какой-то идеологией и можно ли считать идеологией систему его действий, Песков ответил: «Если можно считать исключительно прагматизм в работе президента, что целиком и полностью направлено на развитие страны, на обеспечение условий для развития российского общества и каждого россиянина в отдельности — это его подход, он сам об этом неоднократно говорил».
— Это инициативный проект — стремление исторически связанного с Кремлем Центра политической конъюнктуры быть еще ближе к Кремлю из конъюнктурных соображений, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Сегодня многие интеллектуальные группы борются за внимание со стороны президента России именно из этих соображений, либо в надежде, что Владимир Путин заметит их предложения и приблизит к себе авторов.
«СП»: — Действительно ли можно «путинизм» назвать идеологией, заслуживающей исследования. В чем, по-вашему, ее суть?
— Сама идея продвижения в стране «путинизма» вряд ли благодарная уже потому, что людям, ее продвигающим, приходится работать с мифологией, явно не адекватной запросам большинства людей. Так, граждане России в массе своей считают, что понимают суть путинизма, и думают сегодня о другом — о том, что будет после Путина. В этом смысле Центр политической конъюнктуры опоздал со своей инициативой, как минимум, на десятилетие.
Что же касается исследований «путинизма», то их время еще не пришло. Во-первых, нынешний режим не позволит исследовать этот феномен непредвзято. А во-вторых, объективно судить об эпохе Путина можно будет только после его ухода, когда возникнет сам предмет исследований — об итогах правления нынешнего президента.
«СП»: — В первом выпуске «Путинизма» представлен обзор статей, посвященных президенту России и его политике, в западных СМИ. Можно предположить, что они весьма критично настроены. Зачем нужен этот обзор?
— Поскольку в так называемом «путинизме», то есть в той версии интерпретации политики Владимира Путина, которую предполагают продвигать и уже продвигают аналитики ЦПК, нет ничего содержательного, им ничего не остается, как сосредоточить основное внимание на критике недругов президента РФ и политической оппозиции нынешней российской власти. По сути, речь идет о контрпропаганде — ответе ЦПК западной русофобии и антипутинизму.
На самом деле, нужно еще разобраться в том, что понимается сегодня под «путинизмом». Очень много центров политической и иной конъюнктуры прилипает сегодня к бренду «Путин» и пытается им манипулировать. К примеру, я тоже «путинист», но в принципиально ином смысле в сравнении с тем, что предлагают обществу «пропутинские» либералы вроде
«СП»: — Путинизм «приходит к нам с Запада». Как это понимать?
— Именно в этом смысле и следует рассматривать слова Суркова, который утверждает, что путинизм приходит к нам с Запада. Действительно: «путинизм» в предлагаемой ЦПК версии в России — суть не что иное, как неловкая защита Путина от критики. И этот «путинизм» — не идеология. Это политическая практика конкретной правящей группы в России в конкретных условиях, не более. Это акцентированный на групповом интересе здравый смысл плюс некие понятия, по которым сегодня должна (по мнению верхов) жить страна. И вот если бы эти понятия и корпоративный интерес были подняты на уровень идеологии, как официальное предложение массам, о высоком рейтинге Путина можно было бы забыть.
«СП»: — Ранее Сурков в своих статьях писал, что «большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу». «Путинизму» альтернативы нет?
— Сурков, заявивший о «долгом государстве» Путина, как я полагаю, просто-напросто протроллил президента. Время от времени публикуя квазиидеологические тексты, Сурков демонстрирует и Путину, и его окружению, что в Кремле только один человек способен идеологически обосновывать несменяемость нынешнего российского режима — это сам Сурков. А с другой стороны, он показал олигархам перспективу: по мнению Суркова, российские олигархи и чиновники, включая самого Путина, должны держаться за сурковскую версию «путинизма» — только в этом случае им гарантировано долгое статус-кво.
Вне всякого сомнения, Сурков время от времени (раз в год — по примеру заседаний Валдайского клуба с участием Владимира Путина) будет публиковать в колонке сайта ЦПК квазиидеологические тексты, по сути, дезавуируя тем самым месседжи ежегодных Посланий президента Федеральному Собранию РФ посредством своих собственных интерпретаций.
Почему квазиидеологические? Да потому что это предельно конъюнктурные тексты, рассчитанные на конкретную, «точечную» аудиторию. Это мантры, как бы успокаивающие ключевых представителей нынешнего режима, не имеющие отношения ни к российской реальности, ни к подлинным национальным интересам России.
— Сурков — опытный царедворец, который умеет в нужный момент правильно воспеть любимого нацлидера, — отмечает руководитель петербургского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев.
— Причем претендует на лавры именно идеолога режима. Помнится, ещё в нулевые годы он вместе с Алексеем Чеснаковым презентовал книжку «Путин: его идеология». Теперь вот выходят исследования путинизма — ничего нового не придумано, но на фоне остальных вельмож Владислав Юрьевич смотрится интеллектуалом.
При этом результаты практической деятельности Суркова провальны. В те же нулевые годы он создавал проекты, типа движения «Наши», и пытался делать ставку на физическое подавление оппозиции. И где теперь те «Наши»? Проели миллиарды и растворились в пространстве. Проект был признан неудачным и свернут. Как и вся молодежная политика — сегодня, как мы видим, активная часть юного поколения отнюдь не на стороне власти, битва за её умы режимом проиграна.
Учить «Наших» патриотизму в лагерь на Селигер Сурков в свое время привозил видного украинского националиста Дмитро Корчинского, который хвастался, как отрезал голову русским солдатам еще в первую Чеченскую войну. Ему, вероятно, казалось, что это экстравагантный и тонкий ход. Ныне же Корчинский деятельно поучаствовал в войне в Донбассе — создал прославившийся в основном мародерством карательный батальон.
«СП»: — В последние годы Сурков занимался украинской тематикой и народными республиками Донбасса.
— И каковы успехи на этом направлении? Может быть, из ЛДНР сделали витрину, произвели экономический прорыв, показывая преимущества жизни там по сравнению с пребыванием под Киевом? Ничего подобного, наоборот, уровень жизни там ниже не только, чем в РФ, но и в украинских регионах. И вообще, если верить Суркову, «Донбасс воюет не за отделение от Украины, а за ее целостность». Жаль, не знают об этом погибшие за свободу Новороссии ополченцы и мирные жители…
В чем Владислав Юрьевич действительно силен — так это в художественном творчестве. Уже отмечалось, что декадентский роман «Околоноля» с мерзкими персонажами политической тусовки и ощущением полной безысходности прекрасно передает атмосферу эпохи, как и его песни в соавторстве с Вадимом Самойловым:
Время угрюмое, кончились праздники,
Мир и покой, мир и покой.
Ломятся в дверь, это черные всадники,
Это за мной, это за мной.
Ну, а в последнем романе Суркова про Донбасс
Вот тут идеология «развитого путинизма», его глобальный политический лайфхак и метод властвования показаны наилучшим образом.
«СП»: — Но ведь Путин действительно смог укрепить власть в России, находящуюся в состоянии полураспада при
— Что касается сути вопроса, то путинизм, конечно, идеологией не является. Как и вообще сейчас у правящего класса в России нет идеологии — абстрактный «патриотизм» таковой считать нельзя. Как и господствующий в верхах гедонизм с соответствующим попилом бюджетов, когда старый бухаринский лозунг «Обогащайтесь!» воплощен, только не для народа, а для элиты.
А вот с точки зрения прикладной политики ВВП, безусловно, можно считать очень результативным правителем. Ему подфартило в нулевые годы с высокими ценами на нефть, когда хватало не только «эффективным менеджерам», но что-то перепадало и обычным людям, уровень жизни населения в целом вырос. Это время было использовано для формирования той самой вертикали власти.
Какого-то особого метода, думаю, нет, но понятны базовые принципы: не раскачивать лодку путем резких изменений, приближать лично верных людей (идеал —
Комментарии (1)