Известная русофобскими заявлениями белорусская писательница Светлана Алексиевич получила финансовую поддержку от белорусской «дочки» российского «Газпрома» - ОАО «Белгазпромбанк»
Краудфандинговая компания по сбору средств на издание в Белоруссии полного собрания сочинений писательницы Светланы Алексиевич обратила внимание на интересный феномен: на проект «Голоса Утопии», в рамках которого будет издано пятикнижие Алексиевич на белорусском языке, собрано в пять раз больше денег, чем требовалось. При этом «газпромовская дочка» в Белоруссии - ОАО «Белгазпромбанк»,
В
«После распада СССР Алексиевич ушла в тень, её книжки даже отдалённо не напоминали по успешности первенца, выходили в России скромными тиражами. Но литераторша не сдалась, уехала на Запад и сколотила паблисити на
«Как известно, Нобелевка по литературе присуждалась эмигрантам или диссидентам из СССР и постсоветского пространства. Рискну предположить, что она долго считалась самой главной из-за крупного денежного наполнения, в то же время предпочтения шведских, с позволения сказать, литературоведов вызывают недоумение. Эта премия всегда носила ярко выраженный политический характер. Чего стоит, например, её присуждение Черчиллю, «победившему» в тот год Хемингуэя! Правда, великий американский писатель получил её позже, а за бортом остались Лев Толстой, Александр Куприн, Михаил Булгаков, Эрих Мария Ремарк, Сергей Есенин, Антуан де Сент-Экзюпери, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, тогда как список награждённых пестрит фамилиями, известными, наверно, только родственникам усопших лауреатов, - отметил Матвиенко. - Случаи с Алексиевич и Диланом опустили авторитет литературной Нобелевки ниже плинтуса».
Оценивая мнения о творчестве облагодетельствованной «Белгазпромбанком» писательницы, Матвиенко сослался на такие не последние в литературном мире имена, как Алесь Адамович и Татьяна Толстая. Он также провёл параллели с творчеством Александра Солженицына, констатировав: «Её байки напоминают скорее пионерлагерные: однажды в одном тёмном-претёмном городе, в тёмном-претёмном доме, в тёмной-претёмной комнате… Иногда, правда, конкретные имена-даты проскакивают. Проверяешь и убеждаешься: связь с действительностью не просматривается».
Матвиенко обращает внимание на то, что Алексиевич не просто формирует искажённую картину, создаёт резко отрицательный образ красноармейца периода Великой Отечественной войны, но также осваивает российские деньги на тиражирование своих инсинуаций – оскорбительных не только для ветеранов Великой Отечественной войны, но и их потомков. Не более правдива, по его мнению, и та часть псевдодокументалистского творчества писательницы, которая посвящена другой войне: «Для написания «Цинковых мальчиков» Алексиевич совершила краткую экскурсию в Кабул. В СССР она интервьюировала родственников погибших в Афганистане военнослужащих. Ветераны-афганцы, читавшие «Цинковых мальчиков», плюются и ругаются матом при упоминании об этом опусе, родственники павших подали на Алексиевич в суд… Примерно такого же уровня «правдоподобности» «Чернобыльская молитва». «Время секонд-хэнд» представляется мне достаточно вторичным по отношению к ранним писаниям. Та же тематика, из которой повторно выжимаются слёзы… и доллары с евро».
«В «интернетах» активно муссировался вопрос: зачем было вообще озадачиваться сбором 20 тыс. долларов на издание книг Алексиевич, неужели у неё самой нет? Или Нобелевскую премию профукала в ноль? Постановка вопроса неверна. Он должен был формулироваться иначе: почему ни одно издательство не приняло на себя коммерческий риск публикации? Осмелюсь подумать: из-за отсутствия гарантий, что распродастся нужная часть тиража, тем более на белорусском; сбыт таких книг ощутимо тяжелее, нежели русскоязычных», - со знанием дела отмечает Матвиенко.
В оценке реальной популярности книг Алексиевич он ссылается на статистику on-line-библиотек (в частности, на «Флибуст»), чтобы «сравнить данные об обращениях к книгам Алексиевич с результатами других, действительно востребованных белорусских авторов, той же Ольги Громыко, рядом с ней популярность Алексиевич как писателя характеризуется двумя глаголами: обнять и плакать» и сделать вывод: «Лауреатку знают все, но её читают совсем немногие».
«Вот только зачем окололитературная возня нужна «Газпрому»? В комментариях к интернет-публикациям о краудфандинге проскакивают различные версии, начиная с самого банального отката и отмывания денег. Бросаться голословными обвинениями не в моём стиле. Наиболее вероятной мне представляется реализация мудрости советских времён: если не можешь пресечь что-либо, то организуй и возглавь это сам. Российский банк купил себе право распорядиться тиражом. Немногочисленным белорусам-жертвователям книжки уйдут, куда отправятся остальные экземпляры – увидим в ближайшем будущем», - отметил публицист.
Напомним, очередной скандал с поддержкой «Белгазпромбанком» инициатив местных националистов и русофобов пришёлся на период подъёма национализма в Белоруссии, к чему приложили руку не только власти республики, но и дочерняя структура российского «Газпромбанка». Из недавних резонансных фактов, свидетельствующих об этом – февральский
Председатель правления «Белгазпромбанка»
Стоит надеяться, что председатель Cовета директоров «Белгазпромбанка» - зампред правления ПАО «Газпром» Андрей Круглов сочтёт возможным прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Комментарии (0)