Чем отличается законопроект о национальной безопасности Гонконга от поправок в Конституцию РФ
На фото: сессия Всекитайского собрания народных представителей в Пекине (Фото: imago-images.de/ ТАСС)
В предыдущих публикациях мы не раз сравнивали различные аспекты жизни Китая и России:
Как показали события последних недель, КНР дает нам фору и в вопросах реформирования правовой системы. Пока
Речь идет о третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва, проходившей с 22 по 28 мая, по итогам которой был одобрен первый единый Гражданский кодекс КНР и законопроект по обеспечению национальной безопасности в Гонконге. В данной статье мы сфокусируемся на законопроекте о нацбезопасности Гонконга, так как эта тема стала предметом горячих дискуссий в отечественных и западных СМИ.
Но прежде предвосхитим возможные обвинения в некорректности сравнения поправок к Конституции РФ и новых законов КНР. Мы сопоставляем не правовые акты или механизмы их изменения, а два подхода в их принятии. О первом подходе вы все знаете не понаслышке: упоминание в Конституции бога, уважение к памяти предков и недопущение фальсификации истории, а также дублирование федеральных законов… Весь этот сумбур создан лишь для двух поправок: обнуления президентских сроков и закрепления роли Госсовета.
В Китае же мы видим обратную ситуацию: главный законодательный орган страны запланировано принимает разрабатываемые в течение многих лет правовые акты и открыто принимает их. Никакой суеты, лицемерных попыток что-либо скрыть или подкупить граждан фиктивными плебисцитами. Гражданский кодекс и законопроект о национальной безопасности Гонконга являются результатом долгой работы китайских законотворцев, в то время как поправки в Конституцию представляют собой не что иное, как скоропалительные попытки испуганной падающими рейтингами российской верхушки вернуть себе легитимность.
Почему Китай принимает закон о нацбезопасности Гонконга?
Отвечая на этот вопрос, первым делом необходимо объяснить саму правовую систему Специального административного района (САР). Ключевой здесь является 23 статья Основного закона Гонконга, в которой говорится, что САР должен самостоятельно принимать законы, запрещающие любые акты государственной измены, сепаратизма, подстрекательства к мятежу, подрывной деятельности против Центрального правительства КНР, а также препятствующие иностранным политическим организациям или органам вести политическую деятельность в САР.
23 статью неоднократно пытались принять, начиная с 2003 г., но до сегодняшнего дня этот вопрос постоянно откладывали на неопределенный срок. В последние годы руководству САР стало крайне сложно выполнять свою юридическую ответственность за обеспечение национальной безопасности, что доказывают инспирированные извне протесты и митинги, вспышки которых мы видели в 2014 и 2019 гг. Именно по этой причине ВСНП приняло решение совершенствовать законодательство о нацбезопасности Гонконга.
Каковы основные положения нового законопроекта?
В первую очередь китайские законодатели указывают, что необходимые изменения в законодательстве не нарушают принцип «Одна страна, две системы», а Гонконгом продолжают управлять его жители. Конституционными обязанностями САР является защита национального суверенитета, единства и территориальной целостности. Главная задача руководства Гонконга — создание и модернизация институтов и правоприменительных механизмов для обеспечения национальной безопасности САР. При этом в одном из пунктов законопроекта отмечается, что Китай выступает против вмешательства в дела Гонконга каких-либо внешних сил.
Ключевыми в новом законопроекте стали 5 и 6 статьи. В 5 статье говорится, что Гонконг должен регулярно отчитываться перед Центральным народным правительством о выполнении обязанностей по защите национальной безопасности. А в 6 статье постоянному комитету ВСНП поручается разработать соответствующие законы о создании и совершенствовании правовой системы Гонконга для обеспечения там нацбезопасности.
Реакция новых и бывших колониалистов
На принятие нового законодательства моментально отреагировал главный оппонент Китая — США. Самые масштабные с 1960-ых гг. массовые беспорядки, охватившие две недели назад Америку, не помешали
Примечательно, что американцы принимали непосредственное участие в организации прошлогодних беспорядков в Гонконге, чего они порой даже не скрывали. Так, в мае 2019 г., когда протест в Гонконге еще не успел перейти в активную фазу, госсекретарь США
Резко раскритиковали новый закон о нацбезопасности и ностальгирующие о своем имперском прошлом бывшие «хозяева» Гонконга — британцы. Глава правительства Великобритании
Многие граждане Гонконга, еще помнящие колониальный оскал британцев, демонстративно отказались от столь «щедрого» предложения Бориса Джонсона. А ряд гонконгцев в знак протеста даже собрались у Генерального консульства Великобритании в САР и разорвали свои британские загранпаспорта. «При британском колониальном правлении жители Гонконга не имели достаточных прав. Назначался губернатор, назначались чиновники… никто даже не осмеливался тогда протестовать», — напомнил о британском прошлом Гонконга один из демонстрантов.
В целом большинство простых гонконгцев, не участвовавших в прошлогодних протестах, однозначно поддержали законопроект о национальной безопасности САР. За несколько дней до окончания третьей сессии ВСНП более 1,1 млн. жителей Гонконга подписали петицию в поддержку нового законодательства. А через неделю их число превысило 3 млн. человек. Помимо этого, крупнейшие иностранные компании, работающие в Гонконге, — HSBC, Jardine, Swire и Standard Chartered — также выразили поддержку новому законодательству. Согласно опросу, проведенному Генеральной торговой палатой Гонконга, более 61% зарубежных компаний считают, что в конечном итоге они или получат выгоду от нового закона, или оно не окажет никакого влияния на их будущую деятельность в Гонконге.
Комментарии (0)