Законопроект о «блокировке почты» пережил чудесные превращения
«Уж если я чего решил - я выпью-то обязательно…» Песня Высоцкого первой приходит на ум при ознакомлении с очередной законодательной инициативой, внесенной в Госдуму группой сенаторов во главе с Андреем Клишасом. Это новая версия вызвавшего недоумение у экспертов законопроекта, внесенного теми же авторами два с лишним месяца назад. Их упорство и солидный послужной список (на их счету - закон о суверенном Интернете) заставляет отнестись к документу серьезно.
Алексей Меринов.
Сейчас они предлагают приравнять в смысле правового регулирования электронную почту к мессенджерам, то есть ввести обязательную и для пользователей почты тоже идентификацию по номеру мобильного.
С операторов почтовых сервисов будут требовать хранения полученных при идентификации данных только на территории России. А под угрозой штрафа до 1 млн. рублей хотят заставить их и мессенджеры по требованию некоего уполномоченного федерального органа «в течение суток» блокировать адреса, пароли и явки пользователя. Основанием могут стать «сведения» о том, что этот зловредный товарищ рассылает в сообщениях и письмах нечто запрещенное .
У нас много чего запрещено к распространению. Но в пояснительной записке авторы уверяют: взяться за перо их побудили исключительно «заведомо ложные угрозы совершения терактов, поступающие на электронные адреса органов государственной власти и объектов социальной или транспортной инфраструктуры». В 2019 году, напоминают они, явление «приобрело массовый характер», компетентные органы ищут, конечно, злоумышленников, но те не дураки и используют почтовые сервисы, что «позволяет им скрывать свои персональные данные».
В общем, перед нами - далеко не первая и явно не последняя попытка власти усилить контроль над стихией Интернета. Но интерес вызывает ещё и техническое, так сказать, исполнение.
Первая версия проекта предлагала не полное блокирование на вход и выход почты или адреса гражданина в мессенджере, а блокирование оператором отдельных нарушающих закон сообщений. Это предполагало контроль за содержанием переписки - потому что иначе как же выделять из моря писем и сообщений те, что закон нарушают?
Естественно, эксперты (в том числе глава думского Комитета по информаполитике и информтехнологиям справоросс Леонид Левин) тогда сразу же обратили внимание: в таком виде инициатива нарушает статью 23 Конституции, гарантирующую гражданам право на тайну частной переписки.
Но г-н Клишас, глава, между прочим, Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству и представитель СФ в Конституционном суде, уверял: никакого нарушения Конституции тут нет, потому что, мол, аналогичное требование уже было введено для пользователей мессенджеров. И когда в 2017 году принимался соответствующий закон, вопрос о нарушении тайны переписки у депутатов почему-то не возникал. Не возникал он тогда, впрочем, и у сенаторов, и у Клишаса в их числе, одобривших тот закон. И у президента не возник, который его подписал.
Тот закон, что про мессенджеры, должен был вступить в силу с 1 января 2018 года, но подзаконные акты в нужном количестве появились лишь к году 2019-му. До сих пор доподлинно не известно ни одного случая блокировки каких-то сообщений в мессенджерах на основании новых правил… Но это лирическое отступление.
Теперь же из пояснительной записки ко второй версии летнего законопроекта следует, что г-н Клишас и его коллеги по СФ подумали-подумали и осознали: да, то, что они предлагали вначале, нарушает-таки Конституцию, как и якобы действующий закон о блокировке противозаконных сообщений в мессенджерах!
Вы не поверите, но так и написано: надо исключить положения, «противоречащие статье 23 Конституции РФ» - те, что обязывают операторов мессенджеров проверять содержимое и давать оценку правомерности отправляемых пользователями электронных сообщений»…
Не дожидаясь обращения какого-то попавшего под раздачу пользователя в Конституционный суд, законодатели сами признались, что накосячили.
Чудо чудное, диво дивное.
Новый и конституционный, по мнению авторов, вариант (на самом деле «те же яйца, вид сбоку») будет рассматриваться вместо старого, отозванного утром 9 октября и отправленного в архив.
Кстати, отзыв правительства на него до сих пор в Госдуму не поступил. Не рассматривал его и профильный думский комитет - по информационной политике. А из комитетов-соисполнителей лишь один (по госстроительству и законодательству) как раз утром во вторник одобрил свое, как выяснилось позже, ненужное заключение. В нём принятие инициативы в первоначальном виде названо «нецелесообразным»: «эффективно» решить проблему борьбы с терроризмом она не поможет, говорится в документе, зато произойдет отток пользователей из российских почтовых сервисов в зарубежные, а злоумышленники смогут использовать краденые симки или регистрировать почту на подставное лицо.
Комментарии (0)