Во сколько миллиардов Батька оценивает «услуги», которая Белоруссия оказывает России?
На фото: президент Белоруссии Александр Лукашенко (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)
Материал комментируют:
Белоруссии необходимо подсчитать стоимость всех услуг, которые она оказывает России. Об этом, как сообщает БелТА, заявил президент республики
«Все возникающие вопросы необходимо свести, положить на стол и показать: старшие братья-россияне, вы посмотрите, какие услуги мы вам оказываем, и это недешево, —
Он также подчеркнул, что граждане Белоруссии — не «гиря на ногах» для россиян. Российское общество, уверен Лукашенко, должно осознавать, что «белорусы — никакие не нахлебники, что русскому человеку в Белоруссии не хуже, чем в России».
«Нас постоянно упрекают: „Мы чуть ли не содержим Беларусь. Она рухнет, если мы её не будем дотировать, содержать“. Надо посчитать, чего нам стоит защита совместной границы. Напомнить им о системе противовоздушной обороны: они долго просили меня, чтобы мы сделали её совместно… Это тоже денег стоит и не только денег. И мы всё равно нахлебники», — огорченно добавил Батька.
Белорусский президент также напомнил, что сейчас страна ведёт переговоры по углублению интеграции с Россией.
«Если российское руководство готово в этом направлении действовать, тогда давайте будем с ними заключать новый договор по обороне наших границ. Если россияне не хотят этого, тогда нам надо быть готовыми, как мы и работаем сейчас, действовать, защищая свои интересы от имени Республики Беларусь, в одиночку. Все эти вопросы должны быть открыты, честны и обсуждаться на переговорах с руководством Российской Федерации, в данном случае с пограничным ведомством», — подчеркнул он.
Эти заявления Лукашенко сделал в ходе совещания с председателем Госпогранкомитета Анатолием Лаппо и госсекретарем Совета безопасности Станиславом Засем о взаимодействии Белоруссии и России в пограничных вопросах. Днем ранее он поручил изменить договор с Россией об охране границы. Президент выразил недоумение по поводу того, что не всем гражданам третьих стран удаётся без препятствий пересечь белорусско-российскую границу, пояснив, что в некоторых случаях пограничники РФ предлагают иностранцам попасть в страну через границу России с Латвией или Украиной.
Вопрос о правилах пересечения границы давно является камнем преткновения в российско-белорусских отношениях. Как и вопросы чисто экономические, в частности — «налоговый маневр» в нефтяной сфере. Напомним, Минск хочет получить за него компенсаций от Москвы.
О каких теперь еще «услугах» говорит Лукашенко?
— Это слово здесь употребляется в расширительном значении, и толковаться может как угодно и кем угодно, — считает исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Услуга — это продукт прозрачных договорённостей. Вы заходите в столовую и заказываете порцию драников со сметаной. Оплачиваете согласно напечатанным в меню расценкам, обедаете. Потом уходите. Услуга оказана и оплачена. Все довольны. Если же вы не оплатили драники или вам их не принесли или принесли что-то другое, здесь уже возникает повод для разбирательства.
В белорусско-российских отношениях история следующая. Одна сторона в некий момент времени начинает интерпретировать какие-то свои уже совершённые действия как услугу другой стороне и ставит эту сторону перед как бы свершившимся фактом. Мол, давайте рассчитаемся, мы же честные люди. Позиция понятная, но вряд ли приемлемая для Москвы.
«СП»: — Во сколько, по-вашему, Минск может оценить свои «услуги»?
— Как говорит персонаж Вицина в «Двенадцати стульях», «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Иными словами, конечная цифра, если таковая случится, будет результатом договорённости и согласия двух сторон.
«СП»: — Белорусский лидер сделал такое заявление, обсуждая охрану внешней границы союзного государства. Какая тут связь, и чем вызвано стремление пересмотреть договор об охране границы?
— Чем ближе планируемое на декабрь принятие Минском и Москвой «дорожной карты» по дальнейшей интеграции двух стран в рамках Союзного государства, тем активнее идёт обсуждение деталей этой карты, в том числе связанных с охраной общих границ. Порой обсуждение вырывается и в публичное пространство, тем самым повышая договорные позиции.
Собственно, две страны действительно находятся в двусмысленном положении. С одной стороны, есть декларируемая и в действительности присутствующая культурно-историческая близость народов («свои люди»), с другой стороны, существуют общие правила переговоров и подписываемые документы, где всё должно быть прописано чётко и недвусмысленно. Кроме того, существование формата Союзного государства при сохранении государственных суверенитетов Республики Беларусь и Российской Федерации накладывает на интеграционные процессы дополнительный отпечаток.
«СП»: — Согласны ли вы с тем, что Россия содержит Белоруссию?
— Здесь есть два момента — один относится к экономике и вообще бухгалтерии, другой политический и связан с целеполаганием. Если Белоруссия и Россия движутся к созданию Союзного государства в настоящем смысле слова, то не существует каких-то принципиальных сложностей в том, что одна страна, так или иначе, способствует поддержанию достаточно высокого уровня жизни в другой стране. Интеграция стран с существенно отличающимся уровнем развития была бы более проблематичной.
Принципиальной причиной взаимных упрёков, которые действительно присутствуют, является как раз неясность общей линии интеграции, наличие всех этих недоговорённостей: куда идём? Разумеется, для Кремля неприемлема история с неопределённо долгим оттягиванием этих процессов — ещё на двадцать лет. Сейчас мир стал крутиться быстрее, реалистичных горизонтов планирования на такие сроки никто дать не сможет. Поэтому это ситуация now or never, сейчас или никогда.
«СП»: — Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас подчеркивает, что белорусская сторона подпишет «дорожные карты» по интеграции с Россией только в том случае, если будут учтены интересы его страны. По словам Румаса, главные разногласия по-прежнему остаются в нефтегазовой сфере. Будут ли преодолены эти разногласия до Нового года?
— Разумеется, при заключении двусторонних договоров необходим учёт интересов обеих сторон, здесь белорусский премьер ничего нового не сказал. Российская сторона обозначала свою позицию по нефтегазовым вопросам вполне однозначно, поставив их в зависимость от прогресса по интеграции в рамках Союзного государства. Соответственно, преодоление разногласий до Нового года здесь зависит от Москвы в не меньшей степени, чем от Минска.
«СП»: — Как Москве реагировать на подобные выпады?
— Политический и коммуникативный стиль президента Лукашенко — это его визитная карточка, он не год и не десять лет назад сформировался. В Москве к этому привыкли. Вместе с тем, несмотря на персоналистский характер власти в обеих странах, на интеграцию в формате Союзного государства следует смотреть шире, а на переговоры по «дорожной карте» — не как на уступки или, тем более, «спонсирование» кого-то, но как на шаги большого пути, который вполне может закончиться успешно.
Это не про конкретных президентов Путина и Лукашенко, а про Российскую Федерацию и Республику Беларусь. Союзное государство — это не персональная уния, которая будет длиться только до смены первого лица в Белоруссии или в России. Чтобы избежать такого сценария, как раз и нужна детальная «дорожная карта», чётко и недвусмысленно обозначающая конкретные этапы интеграции. Что написано пером, в понятных терминах, то уже с меньшей вероятностью станет предметом ревизии и множественных волюнтаристских трактовок.
— К подобным речам и спорам нужно относиться как спорам двух учредителей в компании, которые хотят выработать новую формулу раздела прибыли, — считает политолог Иван Лизан.
— Т.е. политэкономия первична, риторика — сугубо вторична, она лишь показывает текущее эмоциональное состояние спикера и отчасти демонстрирует его намерение в части продолжения переговоров.
Говорить о стоимостной оценке услуг по взаимной обороне стратегических союзников некорректно. В союзе две стороны защищают и обороняют друг друга, а оценка в деньгах разрушает союзнические отношения. Минск в деньгах ничего не оценивал, Москва тоже.
«СП»: — Можно ли в данном случае говорить о «нахлебниках и кормильцах»?
— Логика кормильца и нахлебника — тупиковая. Её активно продвигают националисты, но она ведёт лишь к деградации союза. Союзное государство — это кооперация и раздел рынков, которые обеспечивают взаимодополняемость экономик и сохраняют рабочие места с деньгами, которые в противном случае нужно было бы тратить на взаимное импортозамещение.
«СП»: — В чем, по-вашему, основные разногласия? Это только экономика? Или политика тоже присутствует? Лукашенко постоянно говорит об угрозах суверенитету…
— Экономика первична. Налоговый манёвр, цена на газ, доступ к внутреннему рынку и процедурам госзакупок, проблематика промышленной кооперации… Суверенитет же в данной дискуссии — категория, скорее, спекулятивная так как единственным реальным гарантом белорусского суверенитета является Россия. Поэтому вопрос суверенитета нужно выводить за скобки, по экономике нужно выходить «в ноль» — показывать, кто, кому и что должен — и решать, как дальше интегрироваться и в каких отраслях. Т.е. делать так, как поступают учредители в ЗАО или ООО, когда согласовывают изменение в устав.
«СП»: — Возможны ли компенсации за налоговый маневр? На какие другие компромиссы в этом вопросе может пойти Лукашенко?
— Не знаю, переговорный процесс проходит за закрытыми дверями, утечек информации нет, документы или под грифом «совершенно секретно», или «для служебного пользования». Как оно будет — поймём ближе к 8 декабря, 20-летию Союзного государства.
Задача — найти компромисс.
«СП»: — Кто больше заинтересован в подписании этих дорожных карт? Кому и что они дадут?
— Обе стороны заинтересованы. Текущая ситуация — это кризис роста в интеграции. Его или удастся преодолеть и подойти к созданию союзного капитала, а также действительно единого рынка и пространства с гармонизированным законодательством, или же СГ как формат окажется неэффективным и останется лишь взаимодействие в рамках ЕАЭС.
Комментарии (1)