Главное в керченской трагедии – не мотивы убийцы, а удивительное мужество преподавателей и студентов, которые попытались встать у него на пути. О них, к сожалению, известно мало, так как в центре внимания СМИ – нелюдь, а истории настоящих героев где-то на периферии.
Но кое-что все-таки известно.
Так, 46-летний преподаватель информатики Александр Моисеенко пытался остановить преступника (предположительно – хотел отнять у него ружье), но был убит. Говорят, убийца трижды прострелил ему голову, видимо, в отместку за героический порыв.
У Александра остались жена и ребенок-школьник. Сокурсники вспоминают, что он был добрым, неконфликтным человеком. Получил диплом физика с правом преподавания и, судя по странице в ВК, занимал активную гражданскую позицию, поддерживая решение Москвы по Крыму и осуждая киевский режим.
Еще один преподаватель, 62-летняя Лариса Кудрявцева, закрыла собой студентов, когда убийца зашёл в её кабинет. «Там творился хаос, дети начали выбегать из аудитории, сестра не бросилась из кабинета, она подошла к этому нелюдю, чтобы дать время студентам выбежать», – рассказала «
|
Лариса Борисовна проработала в колледже 20 лет. Студенты души в ней не чаяли и называли педагогом от Бога. Это материнское движение – прикрыть учащихся собой – говорит о преподавателе больше, чем любые награды и грамоты.
Под стать учителям-героям оказались и студенты колледжа. По словам очевидца, во время трагедии четыре 15-летних первокурсника, пытаясь отвлечь убийцу от группы девочек, бросались в него камнями и вызвали огонь на себя. Все четверо убиты, девочки спаслись.
Российские СМИ, узнавшие об этом у свидетеля-студента, почему-то забыли выяснить имена героев. Есть догадки, что
Это чрезвычайно характерный и очень печальный момент, который многое объясняет в причинах трагедии. За пять дней после массового убийства было подробно рассказано об убийце, о самой трагедии, о реакции людей, скорби и прочее, но практически ничего не известно о тех, кто проявил чудеса мужества. Более того, убийцу-отморозка, отнявшего 20 жизней (дай Бог, больше не будет), регулярно называют стрелком, будто он в тир сходил развеяться.
СМИ расписали чуть ли не каждое действие убийцы. Известно, как он готовился к преступлению и
Они – настоящие герои трагедии в Керчи. И те студенты медицинского колледжа, которые делали перевязки и ставили капельницы своим сверстникам в первые часы после трагедии. И те, кто ещё до прибытия МЧС выносил раненых, рискуя попасть под огонь.
Но возьмут ли у них интервью? Снимут ли о них фильмы? Напишут ли про них песни и книги?
Легко ответить, вспоминая предыдущие трагедии. Много ли снято картин о героях Беслана? Часто ли мы вспоминаем о героях 08.08.08, если не брать документалки Сладкова и других военкоров? Известны ли те, кто стеной вставал против водной стихии во время наводнения на Дальнем Востоке? Помните ли вы имя
В итоге «перчат» направо и налево. В героях ходят мрази да подонки, циники и моральные дегенераты, которые воспринимают жизнь как сафари, а окружающих людей – как биоресурс. А если и появляются положительные герои, они действительно выглядят либо фальшивыми, либо фэнтезийными, так как поделки о них стряпают по госзаказу те, кто за кадром ржет над их подвигами.
Существует убеждение, что время патетики и героики прошло, что подвиги и примеры самопожертвования не вызывают у избалованной аудитории ничего, кроме скуки. В конце концов, говорят многоопытные продюсеры и редакторы, преступления и социальные девиации всегда были привлекательнее с художественной точки зрения, а положительные герои всегда типичны до оскомины.
Да, зло как нечто запретное, выходящее за пределы нормы всегда вызывало больший интерес и лучше продавалось, но прибыльность недаром связана с тем, кто требует душу в залог. Да, подвиги совершают зачастую скромные, не склонные к высоким словам люди, которые на все вопросы отвечают одинаково – «на моём месте так сделал бы каждый». Так и должно быть: простота свойственна добру, которое не терпит позёрства. Но в этой простоте кроются те крупицы истинного в человеке, которые высекаются во время внутренней работы души и мысли.
Когда преподаватель керченского колледжа попытался остановить убийцу вопреки инстинкту самосохранения, это не стандартная реакция, как убеждают некоторые, а некая квинтэссенция, «выжимка» всей его жизни и судьбы.
Раскрыть суть этой внутренней работы, показать привлекательность простоты того, кто решился пожертвовать собой ради другого, безусловно, нелёгкая художественная задача. Чтобы сказать об этом не банально, а вдумчиво и искренне, надо не просто быть мастером, но и самому поверить в идеалы, как верили Высоцкий, Шукшин, поэт-песенник Добронравов, ранний Окуджава, Бондарчук-старший...
Нынешних мастеров такая сложность пугает, отталкивает. Гораздо легче придумать пошленький скетч или кровавый триллер, поставить на поток сериальчики о тупой семейке или удачливых болванах – и косить «капусту». Неправда в том, что этот массовый треш, именуемый популярным искусством, столь уж востребован и воспринимается зрителем «на ура». В последнее время складывается обратное ощущение.
Чернуха и развлекуха всё меньше будоражат зрителей, поэтому её делают всё жёстче и пошлее. В медиа, интернете, кино, театре, компьютерных играх её стало столь много, что люди банально устали от крови и «ржача», им всё чаще хочется чего-то светлого и чистого, по-настоящему героического. Вот почему многие предпочитают пересматривать старые советские фильмы, отвергая современные блокбастеры и сериалы.
Герои и подвиги тех, кто рядом с нами, с каждым годом вызывают всё более живой отклик. В социальных сетях группы типа «Гордость России» или «Народный герой» набирают сотни тысяч просмотров, тысячи «лайков», сотни искренних комментариев, среди которых много сожалений о том, что о настоящих героях забывают крупные телеканалы и кинокомпании.
Приведу и более скромный пример. В
Поразительно не то, что в школах и на улицах вдруг появляются убийцы, хладнокровно расстреливающие людей. А то, что при таком обилии агрессивных образов в масскультуре их всего лишь единицы. Значит, что-то внутри общества, семьи, в самой душе человека противостоит разрушительному влиянию медиа. Что-то, на чём современное общество держится вопреки «концу прогресса».
Но это не может продолжаться бесконечно. Если после каждой трагедии мы будем ограничиваться словами скорби и рекламой убийц, количество отморозков будет увеличиваться с каждым годом. Для воспитания общества одного патриотизма недостаточно – нужна система ценностей и идеалов, предполагающая ответы на все ключевые вопросы (та самая идеология).
Но даже при отсутствии большой идеи (всё же она должна созреть, а не быть насаженной искусственно) необходимо делать ставку на тех, кто собственным примером демонстрирует очевидные идеалы самопожертвования и бескорыстия.
Нужно создавать живой пантеон из тех, кто жил или живёт рядом с нами, испытывает те же проблемы и радости, имеет те же привычки и сомнения – но в решающий момент сделал нечто такое, от чего ком подступает к горлу. В наше якобы негероическое время их по-прежнему не хватает, они зажигаются как светлячки и дают надежду на то, что Россия продолжит свой великий путь.
Но многие ли знают без гугла-яндекса имена и подвиги
Покажите, какие герои есть у народа, и станет ясно, какое у этого народа будущее.
Комментарии (3)