16 ноября 2021 года, спустя год после заключенного перемирия, между Азербайджаном и Арменией вновь вспыхнули крупномасштабные боевые действия. Столкновения произошли на южных участках армяно-азербайджанской границы, где до сих пор не проведена демаркация. Конфликт в этом районе начался еще в мае 2021 года, и обусловлен он сложностями определения принадлежности тех или иных стратегических высот.
Несмотря на то, что при посредничестве Министерства обороны России уже в 18:30 того же дня было объявлено перемирие, риск возобновления вооруженного конфликта, как всегда, остается высоким. В МИД Арменииуверены, что последний пограничный кризис был силовой попыткой Баку принудить Ереван к скорейшему запуску процесса делимитации границы и открытию транспортного коридора, именуемого в Азербайджане и Турции Зангезурским, который свяжет азербайджанские территории в Карабахе и Нахичевани.
Армянское военно-политическое руководство демонстрирует своими заявлениями, что не заинтересовано в предоставлении Азербайджану беспрепятственного транспортного пути в нахичеванский анклав, аналогичного тому, что связывает армянское население Карабаха с Арменией. Например, премьер-министр Никол Пашинян на брифинге 23 ноябрязаявил: «Не понимаю, почему мы должны обсуждать, предоставлять ли коридор. В заявлении нет и слова о коридоре, есть слова о коммуникациях». Член политсовета партии «Процветающая Армения» Арман Абовянутверждает, что открытие этого пути следует рассматривать как часть имперских амбиций Турции и угрозу раздела Армении.
Действительно, о коридоре, как об экстерриториальной единице, речи втрехстороннем заявлении2020 года о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе не идет. Тем не менее договоренности предусматривают для новой автомобильной дороги особый статус – в пункте 9 заявления подчеркивается, что контроль за транспортным сообщением будет осуществлять Пограничная служба ФСБ России, а не Вооруженные силы Армении, а для граждан будет организовано беспрепятственное движение. Аналогичное положение зафиксировано в пункте 6 для Лачинского коридора на территории Азербайджана, который функционирует с момента заключения перемирия 10 ноября 2020-го под охраной Российского миротворческого контингента. Соответственно Азербайджан требует от Армении взаимности в вопросах разблокировки транспортных коммуникаций.
Тем не менее армянская общественность, как и истеблишмент, предпочитает оттягивать конструктивное обсуждение как проблемы транспортного сообщения на Южном Кавказе, так и других мирных инициатив Москвы. Даже несмотря на перспективы увеличения военного присутствия России на Кавказе. Есть основания предполагать, что в контексте болезненности трехстороннего заявления роль России рассматривается в Армении отнюдь не положительно.
Речь идет не столько о периодически проходящих митингах армянских ультранационалистов из «Сасна Црер» с лозунгами типа «Прощай, немытая Россия», сколько о словах и действиях представителей политической элиты. Вице-спикер парламента Армении Ален Симонян в интервью корреспонденту «Комсомольской правды»сказал, что «у армянского общества есть понимание, что это Россия сдала Карабах».
Фактически ряд политических сил в Армении сводят конструктивный нейтралитет России во второй карабахской войне и ее мирные инициативы в рамках уважения территориальной целостности обоих государств к продолжению дискурса «предательского Карсского договора 1921 года». «...дружба и братство России и Турции уже тогда строились на жертвах со стороны Армении. И сегодня мы опять видим консенсус и взаимопонимание между Россией и Турцией», –говоритармянский оппозиционный политик Андриас Гукасян.
Стоит отметить, что между Арменией и Россией наблюдается расхождение в выстраивании отношений с Турцией. Для Москвы Анкара выступает в роли регионального соперника, с которым тем не менее возможно сотрудничество в сфере безопасности и энергетики, а также координирование действий в контексте антизападной повестки. Для Еревана, в свою очередь, Турция является экзистенциальным врагом, так же, как и Азербайджан. Который является важным партнером России в сфере нефтегаза и сельского хозяйства, а также активно закупает российское вооружение. Но стремление России учитывать мнение других стран региона рассматривается многими в Армении как предательство национальных интересов.
Видения двух дружественных стран касательно будущего Кавказа также значительно отличаются. В Ереване повестка выстраивается по-прежнему вокруг права на самоопределение армянского населения Нагорного Карабаха, «возвращения утраченных территорий», фактическое продолжение конфронтации с Азербайджаном – на новые уступки после подписания трехстороннего заявления общественность морально не готова, а к роли России в качестве гаранта договоренностей относится скептически.
Для России же становится актуальной идея единого и интегрированного Кавказа. На протяжении многих лет Россия активно инвестировала в Армению – это если иметь в виду только годы после развала СССР. В стране активно работают РЖД, Газпром и другие отечественные компании. Однако региональная изоляция Армении и ее конфликтное положение с Азербайджаном и Турцией не позволяет российским экономическим проектам получать выгоду. Разблокировка транспортных коммуникаций и установление мира на Кавказе позволили бы России провести стабильное железнодорожное сообщение в Армению через Азербайджан, а также приобрести больше логистических возможностей для экспорта на Ближний Восток и Балканы через Турцию и Иран, используя территорию Армении.
Именно в этих целях Москва выступает одним из главных разработчиков платформы «3+3», которая предполагает установление доверительных отношений между Россией, Турцией, Ираном, Азербайджаном, Арменией и Грузией. В то же время отсутствие конфликта между двумя странами делает возможным для России полноценное сотрудничество и с Арменией, и с Азербайджаном без каких-либо обвинений в поддержке одной из сторон. Большим стратегическим преимуществом становится то, что сухопутная торговля между Азербайджаном и Турцией будет осуществляться при посредничестве Москвы, если Армения согласится на реализацию 9-го пункта заявления.
Однако повестка экономического процветания и выхода из изоляции не является первостепенной в армянской внешней политике. Правительство Пашиняна осознаёт, что какие-либо подвижки в этом направлении будут восприняты как «сдача земель», и поэтому предпринимает все меры, чтобы сохранить конфликт в замороженном состоянии и избежать подписания финального политического соглашения. К таким мерам можно отнести долгое оттягивание трехсторонней встречи под эгидой Москвы, которая должна была состояться еще 9 ноября вместо 26-го, а также попытки привлечь в конфликт другие державы. Еще в июлеобсуждалисьпопытки делегитимации трехстороннего заявления путем возможного привлечения французских миротворцев для охраны на армяно-азербайджанской границе. В дальнейшем армянское руководство безуспешно стремилось прийти к общему знаменателю с Ираном, который изначально также былнегативно настроенпо отношению к разблокировке транспортных коммуникаций.
Можно упомянуть ипредстоящую встречуАлиева и Пашиняна в рамках саммита с ЕС «Восточное партнерство» 15 декабря, на которую армянское руководство дало согласие раньше, чем на российский формат.
Роль ЕС в качестве «брокера» в карабахском конфликте выгодна ереванским элитам, поскольку организация выступает за сохранение статус-кво и урегулирование в рамках Минской группы ОБСЕ, которая, однако, не доказала своей эффективности за последние 30 лет.
Нельзя сказать, что российским присутствием однозначно довольны в Баку. Это можно заметить по попыткам уравновесить влияние Москвы в регионе привлечением Турции посредством совместного миротворческого центра в Агдаме, «платформы 3+3» и Шушинской декларации. На фоне попыткитеррористического актав Лачинском коридоре 13 ноября, когда армянскому военнослужащему удалось проехать через российские посты с гранатой РГД-5, определенная доля критики озвучивается в адрес российских миротворцев в Карабахе. Однако по намеченным в трехстороннем заявлении контурам и перспективам скорейшей делимитации позиции Баку и Москвы относительно близки.
Но сесть за стол переговоров армянской стороне все равно придется. Последнее столкновение с азербайджанскими войсками продемонстрировало коллапс в организации обороны армянскими войсками. Пословамармянского военного эксперта Вана Амбарцумяна, азербайджанское наступление удалось остановить только с помощью вмешательства 102-й базы Вооруженных сил РФ. Таким образом, прозападное руководство Армении все равно будет вынуждено продолжать военное сотрудничество с Российской Федерацией и ориентироваться на Кремль в карабахском урегулировании, поскольку никакая другая держава не предоставляет аналогичных гарантий по защите территориальной целостности.
Виктор Сидоренко Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Зачем России защищать интересы этого "полудохлого карлика"-Армении? Из за каких то своих непонятных геополитических интересов. Что Россию на данный момент связывает с Арменией в данное время. Только история и прошлое, а разве у нас сейчас мало примеров, когда наши "лучшие друзья" в прошлом, воспользовавшиеся ресурсами России с ненавистью плюются в нашу сторону, переписывая свою историю...Нацики в Армении идут по этому же сценарию...
Ну не нравится им влияние России, отойдем, пусть еще раз получат по зубам-когда Ереван переименуют в Бакан может до них, что ни будь насчет доходить...
Ни армии ни экономики, а гонору то...
Влияние Турции и Азербайджана весьма весомее на экономику России, чем Армении...Да и армянской диаспоре ассимилировавшей в России, только на словах есть дело, что творится в Карабахе, иначе бы они же давно были там и защищали свою родину (это не укор, а констатация факта)...
Как говорится: "Кто платит за женщину, тот ее и танцует"...
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (1)