Ученые и педагоги протестуют
Накал неприятия обществом поправок о просветительской деятельности, направленных не столько на просвещение, сколько на установление тотального чиновничьего контроля за всей сферой образования, растет. Как выяснилось на заседании думского комитета по образованию и науке 9 февраля, уже собраны 200 тыс. подписей протестующих против их введения. В итоге комитету потребовалось дополнительное время на подготовку скандального законопроекта ко второму чтению.
ФОТО: ДМИТРИЙ КАТОРЖНОВ
Поправки к закону «Об образовании», подготовленные в конце прошлого года группой сенаторов и депутатов, формально касаются просветительской деятельности. Однако авторы не скрывают: на самом деле речь идет о противодействии зарубежному влиянию на российских учащихся. Поэтому главным средством «просвещения» станет жесткий контроль чиновников над всеми процессами в современной системе образования. И в первую очередь за теми, что хотя бы отдаленно связаны с международной деятельностью школ и вузов.
В итоге, едва закон примут, как самая невинная поездка в какую-нибудь летнюю языковую школу без разрешения Минпросвета для школьников и Минобрнауки для студентов может стать невозможной. А так как на разрешениях будут сидеть только эти два ведомства, то очередь за ними придется занимать даже не за месяцы, а за годы до предполагаемой поездки. Понятно, что чем так мучиться, будет проще отказаться от поездок за рубеж или приемов иностранцев у себя. На это, вероятно, и был расчет.
Впрочем, это еще не самое неприятное. Термин «просветительская деятельность» в законопроекте трактуется столь широко, что при желании подверстать под него можно все, что угодно, от публичных лекций и выступлений ученых или сообщений в блогах до частных разговоров в большой компании. А это ставит жирный крест уже не только на международной деятельности наших образовательных организаций и отдельных их представителей, но и на свободе высказываний в целом, к которой за последние несколько десятилетий мы худо-бедно успели привыкнуть.
Не удивительно, что презентация такого законопроекта вызвала массовое возмущение. Так, ученые в недавней декларации протеста назвали вводимую регламентацию просветительской деятельности со стороны госструктур «глубоко оскорбительной». «Знание – одна из базовых ценностей нашей цивилизации. Для нас – ученых, журналистов, преподавателей, представителей других профессий – приумножение и распространение знания стало делом жизни. Просветительство и популяризация науки – наш профессиональный и гражданский долг, для выполнения которого нам не требуется чье-либо разрешение.
" alt="" />
Сама постановка вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур глубоко оскорбительна для нас», – отмечается в декларации, опубликованной просветительским изданием «Троицкий вариант».
Письмо главе комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславу Никонову с просьбой отклонить законопроект направил также председатель комиссия РАН по популяризации науки, вице-президент РАН Алексей Хохлов. Протестует и блогерское сообщество. А под самой крупной из петиций с требованием отозвать законопроект, созданной астрофизиком Сергеем Поповым, подписалось более 150 тыс. тысяч человек.
Всего же «под петициями протеста,- сообщил на обсуждении в Госдуме первый зампред комитета по образованию и науке Олег Смолин,- уже собрано более 200 тыс. подписей. Причем, против этих поправок выступили и ученые, и просветители, и деятели культуры. А внятных предложений по снятию возникшей социальной напряженности нет!»
Найти их глава комиссии Общественной палаты Наталья Кравченко предложила в ходе организации на площадке Госдумы широких общественных слушаний по этой проблеме. Но не нашла понимания у руководства комитета по образованию и науке: «Времена, когда Дума была площадкой дискуссий, дано прошли!- разъяснил первый зампред комитета Геннадий Онищенко.- А просветительская деятельность на сегодня — очень востребована политически. Она просто необходима в той политической ситуации, которая сейчас у нас складывается!»
В комитете однако, похоже, понимают, что отторжение обществом идеи разрешительного, а по сути - запретительного просвещения столь очень велико. Поэтому было принято решение продлить срок подготовки 2-го чтения законопроекта до 12 февраля: а вдруг за эти дни удастся разрешить неразрешимое!
Комментарии (0)