От Черчилля к Терезе Мэй – путь от Человека к обезьяне
Александр Халдей
Мир постарел – можем мы сказать в опровержение слов диктора фильма «Властелин Колец», начавшегося со слов «Мир изменился».
Мир постарел тотально и глобально. Целая серия сменяющих друг друга цивилизаций завела общий ход эволюции человечества в тупик, из которого не видно выхода. Вперёд некуда, назад бессмысленно. Рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, опять капитализм – мир остановился, потоптался в недоумении и повернул вспять, не достигнув просветления ни на одном из своих путей. История не кончилась, а закольцевалась и пошла по кругу.
Сменяя друг друга, эпохи констатировали старость мира на прежних основаниях и гарантировали процветание на своих принципах. Модерн обвинял в архаике Традицию, Традиция обвиняла в бесплодии Модерн. Философы искали экзистенциальные корни кризиса бытия. Технический прогресс меняет антропологию, природа человека вступила в онтологический, гносеологический и аксиологический кризис. Говорящий на другом языке народ просто чувствовал, что «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята».
Перемены в базисе всегда медленнее, чем перемены в надстройке. В культуре все процессы не только отражают глубинную сущность назревающих политических столкновений, но и показывают то оружие, которым эти столкновения будут воплощаться.
Массовая культура только на первый взгляд отражает извечные мечты простонародья. Неутолённая тоска по идеалу, желание любви и счастья, стремление к чуду, страх перед неведомым – все эти базовые архетипы сознания населения современных городов, армии рабочих и служащих, ведущего класса нынешней цивилизации, выраженные в мифологии массовой культуры, только на первый взгляд есть невинная тоска по зрелищам. Недовольство миром простых впечатлений может подвигнуть обывателя на такие далеко идущие выводы и действия, о каких он и не догадывался, начиная своё ворчание у телевизора по поводу скучного Голубого Огонька.
В последнее время обозначилась стойкая тенденция. Каждый Новый год информационное пространство заполняется петициями растущего числа недовольных нашей эстрадой. Там засилье стариков. Эстрада постарела, и потребители продукции массовой культуры ропщут и негодуют. Ни новых лиц, ни новых тем.
Но при более взвешенном анализе выясняется, что дело вовсе не в продюсерах телеканалов. Просто в арсенале нынешней массовой культуры нет ничего, что можно предложить людям, кроме продуктов 60-х - начала 80-х годов. Фильмы, песни, сюжеты – как зарубежные, так и отечественные, только из этой эпохи по-прежнему востребованы и на слуху.
От 30-х до 60-х и от 80-х по наше время – чёрные дыры. Ничего не свято, не берёт за душу. Не привлекает и не отвлекает. Новым исполнителям сказать нечего, старые надоели, но альтернативы просто нет. Ибо для её появление нет культурного пространства. Нет воздуха культуры, при котором вырастают фильмы и песни, актёры и режиссёры, чьи творения сразу попадают в души миллионов.
Естественно, перемыв кости артистам и продюсерам, обыватель поднимает голову и ищет причину культурного застоя. И находит он эту причину в политике. А в политике, оказывается, тоже застой. Застой и деградация. Постарели политически лидеры, измельчали и деградировали. Как во власти, так и в оппозиции – одни старики и политические пигмеи.
От выборов к выборам всё мельче и мельче масштабы личности победивших политиков. Макрон хуже Олланда, Олланд хуже Ширака, Ширак хуже Де Голля. То же в Германии - Меркель хуже Шрёдера, Шрёдер мельче Коля, Коль мельче Аденауэра. В Британии от Черчилля к Терезе Мэй – это путь от человека к обезьяне. От Ллойд Джорджа и Чемберлена до Бориса Джонсона – это просто фотографии сопоставьте и больше ничего доказывать не надо.
В США от Рузвельта до Трампа – та же история. В России эта тенденция прошла от Ленина через Сталина и Хрущёва до Брежнева, Горбачёва и Ельцина. На фоне последних Путин смотрится просто глыбой, только Сталина можно поставить рядом.
Если сопоставить ЦК КПСС с Политбюро от Сталина до Брежнева и нынешнее окружение Владимира Путина, разница в уровне и масштабе личностей политиков становится просто нестерпимо резкой. В оппозиции то де самое – Зюганов, Жириновский, Миронов – это три команды по бегу в мешках провинциального дома престарелых.
Но откуда они берутся? Их выводит на поверхность сама жизнь. Мы тешим себя словами, что другие есть. Вот покопаемся, проведём честные и чистые выборы – и отыщем. Просто им не дают. Так никогда не дают. И не давали. Личности всегда появлялись через препятствия к их появлению. Теперь их нет. Личностей, а не препятствий.
А почему нет личностей? А потому что нет культурной среды, которая их формирует. Гнилая среда. Только поганки да лягушки в ней растут. Болото. А почему гнилая культурная среда, с которой не только не могут справиться политики, но и сами от неё гниют и деградируют?
А потому, что цивилизация сгнила. В основаниях своих постарела. Изжила свои основы. Выродилась. Пришла в тупик и стоит на пороге смерти. И никакими Майданами и штурмами Зимнего это не поправишь. На смену прежним пигмеям всегда придут ещё большие пигмеи - смотри пример Украины. И эволюция заходит в тупик. Смотри пример Европы и США.
Что делать-то? Где выход? Человечество стоит на сползающей вниз каменной плите, бегает по ней и кричит: «Что же делать? Что происходит? Кто виноват? Где же закономерность неуклонного прогресса?»
Традиционалисты смотрят на модернистов как на убогих разумом детей и сокрушённо разводят руками: «Мы же вас предупреждали! История мира – это история регресса. Где вы прогресс-то увидели? В интернете? В атомной бомбе и гомосексуальных браках? В технологиях, позволяющих раздувать потребительский психоз? В способах манипулировать людьми, превращая их в стадо? Это вы называете прогрессом?»
И все вместе они сползают по склону всё ниже и ниже. Потому что есть вещи, повлиять на которые человечество не в силах. Только оно не желает это понимать – слишком привыкло к уверениям модернистов о том, что человек – хозяин природы и истории. И слова «Сгину я, меня пушинкой ураган сметёт с ладони» воспринимают как несчастный случай, не имеющий к ним никакого отношения. Инфантильность ребёнка, уверенного, что если все и умрут, то он сам и его мама не умрут никогда.
Но именно эти инфантилы и создали нашу цивилизацию. Постаревшую и не находящую больше в себе сил для продолжения жизни. И никто не знает, что делать. Потому что не понимают, что происходит. Ищут виноватых среди земных царей и смешных глав оппозиционных партий. Тогда как сами цари и главы оппозиций есть продукты цивилизации. Умирающей и бесплодной.
Мир постарел и всё в нём постарело. Постарела цивилизация, потому постарели культура, политики и эстрада. Основные тезисы и опорные столпы нашей премудрости оказались ложными. Мир застыл на пороге собственной гибели. И далеко не факт, что он сможет эту угрозу на сей раз преодолеть. История знает много исчезнувших высоких цивилизаций. Почему мы должны быть исключением? Хочется верить в удачу, но взрослые люди в чудеса не верят. Даже когда встречаются с ними нос к носу.
Философия недаром переводится как любовь к мудрости. Мир вообще временен и несовершенен. Мудрость – это не знание. Мудрость – это понимание. Зрелость ума и психики. Понимание того, что жить придётся в условиях неопределённости – как бы ни было мучительного такое бытие. Как бы ни хотелось от него убежать, заслониться, спрятаться за воодушевляющую утопию, обещающую очередное бессмертие, изобилие, свободу, равенство и братство.
Что же делать? Высшая мудрость - это умение задавать вопросы, на которые нет ответов. Высшее мужество - это продолжать после этого жить.
Комментарии (0)