Для бедных регионов выбрали новых «смотрящих»
Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Материал комментируют:
В преддверии Единого дня голосования, который может оказаться для него провальным, Кремль судорожно изобретает новые «подпорки» для обрушающейся «вертикали власти». Очередная идея — направить в самые отстающие регионы персональных кураторов из федерального правительства. У экспертов и населения — скепсис…
От депрессии до профанации — один шаг
Минэкономики, которое возглавляет вечно пышущий оптимизмом
Составляли список бесхитростным способом, подсчитав самые низкие подушевые доходы населения и самые низкие инвестиции, самые высокие уровни бедности и безработицы. А вот каким образом определяли регионы, которыми займется тот или иной федеральный чиновник, — непонятно.
Сам Максим Орешкин оставил за собой целых три региона — Республику Алтай, Карелию и Тыву, его коллеге
При этом депрессивные республики Северного Кавказа отдельного «шефа» так и не получат: ими, как и прежде, будет заниматься Минкавказа во главе с Сергеем Чеботаревым. Недавно он, кстати, объявил, что до конца года будет принята некая новая «Концепция социально-экономического развития» округа, одна из задач которой — повысить до среднероссийского уровня показатели социально-экономического развития. Чеботарев пообещал, что для разработки «Концепции» создадут рабочую группу. Ну, в общем, все как всегда: новые чиновничьи «посиделки», бюджетные траты, а что в итоге?!
В других регионах федеральные «кураторы» взялись за дело, кажется, более ответственно. Скажем, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который теперь «шефствует» над Чувашией, 13 июня устроил совещание с главой региона Михаилом Игнатьевым. Договорились, что будет разработана некая «дорожная карта» ускоренного развития. Странно только: а что мешало ее разработать и принять раньше?!
Не до конца понятно, как будет работать новая система. Из путаных объяснений чиновников можно понять, что каждый «шеф» будет регулярно наезжать в «свой» регион, выявляя самые важные для развития проекты. И опять-таки одни вопросы. Если продвигать их будут в «ручном» режиме, то сразу возникнут подозрения в коррупционной составляющей. Либо в непрофессионализме чиновников: каким образом, например, министр сельского хозяйства Патрушев оценит адекватность адыгейских проектов в сфере туризма и промышленности?!
Назначение «кураторов» регионов — идея для Кремля не новая. Достаточно напомнить, как в 2005 году полпредом президента на Дальнем Востоке оказался Камиль Исхаков, бывший мэр Казани, который сразу же пригласил туда своих прежних подчиненных. Два года назад из передового Татарстана в отстающий Дагестан пригласили нового председателя правительства Артема Здунова.
Комментируя назначения, во время подхода к прессе глава республики Владимир Васильев нахваливал татарских коллег: «Всегда нужно учиться у тех, кто впереди. Татарстан контролирует свой бюджет так, что нам поучиться надо. Они завели около 100 показателей и в режиме реального времени контролируют расход бюджетных денег. Нам этого так не хватает!».
Но были и куда менее успешные примеры. Скажем, в сентябре 2018 года врио губернатора Приморского края назначили Олега Кожемяко, который к тому времени успел «порулить» еще тремя дальневосточными регионами. А заодно центр ДФО был перенесен из Хабаровска во Владивосток, что гарантировало городу дополнительное федеральное финансирование. Выборы Кожемяко с горем пополам выиграл, но народной любовью так и не заручился…
— Персональное «кураторство» для продвижения проектов развития, для повышения эффективности и качества регионального управления внешне выглядит вполне привлекательным. Министром как бы предстоит стать драйверами развития отсталых регионов, защитниками и лоббистами их интересов. Вроде все неплохо. Но, как обычно, благие намерения разобьются о наши реалии, — сомневается в жизнеспособности нового механизма руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«СП»: — И с какими проблемами, думаете, это может столкнуться?
— Начнем с того, что у самих министров разный аппаратный вес и разные возможности. Больше всех тут повезло Курганской области, над которой взял шефство министр финансов
Понятно, что нацпроекты надо как-то реализовать, а как именно, не все понимают. С ресурсами у отстающих регионов беда. Потому теперь к кураторам из администрации президента и кураторам неофициальным добавятся еще и формальные — от правительства. Но «шефство» министра над регионом и персональная опека отдельных губернаторов не решает системных проблем.
У нас ведь и раньше были министры-кураторы, хотя это и не было формализовано. Разве
Комментарии (2)