Новости, политика, экономика, общество

Проект «Казахстан» близок к завершению

В Астане выдвинули лозунг: «Хочешь жить в Казахской республике — стань казахом»

Депутат мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана, руководитель фракции Демократической партии Казахстана «Ак жол» Азат Перуашев официально предложил правительству сменить название страны на Казахскую Республику.

Перуашев пояснил, что в неофициальном разговоре и переписке можно будет использовать слово «Казахстан». «Мы говорим о том, что наряду с использованием устоявшегося названия «Казахстан», которое используется всеми, в официальном обороте необходимо, наша фракция считает, рассмотреть правительству возможность использования названия «Казахская Республика», — добавил Перуашев.

По словам Перуашева, «по опыту многих стран надо называть республику по названию народа, который ее создал», и необходимо восстановить историческую справедливость. Официальное название «Республика Казахстан», видимо, недостаточно подчеркивает этот факт, по мнению депутата.

Партия «Ак Жол» («Светлый путь») позиционирует себя, как «конструктивная оппозиция» власти. На выборах 2016 года партия заняла второе место, получив 7,18% голосов. Она ненамного опередила Коммунистическую народную партию Казахстана (7,14%) и уступила Народно-демократической партии «Нур Отан» (82,15%). В конце прошлого года президент страны Нурсултан Назарбаев во время встречи с Перуашевым отметил «роль партии „Ак жол“ в процессе реализации государственной политики и разъяснении ее ключевых приоритетов населению». Так что предложение Перуашева вполне может быть воспринято на высшем уровне.

На первый взгляд, в переименовании страны нет особого смысла, ведь разница между Казахстаном и Казахской республикой не велика. Однако, как пояснил в беседе с «СП» журналист, публицист Виктор Шацких, который много лет прожил в Казахстане, у этой инициативы может вполне конкретная цель.

«С точки зрения языка переименование в „Казахскую республику“ — это масло масленое. Слово „Казах-стан“ и так означает „страна казахов“. Нюанс в том, что сейчас есть казахи, как этнос, а есть казахстанцы — все граждане этого государства. Но если будет просто Казахская республика, все жители станут казахами. Получается, хочешь жить в Казахской республике, значит, будь казахом. Думаю, именно для этого пытаются устроить такой фокус», — считает Виктор Шацких.

Такой шаг укладывается в политику Астаны последних лет. Несмотря на близость с Россией, членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), о котором стали все реже говорить в СМИ, ШОС и других организациях, происходящее в Казахстане невольно вызывает ассоциации с событиями на Украине, пусть пока и не такие драматичные. Достаточно вспомнить инициативу перевод казахского языка с кириллицы на латиницу к 2025 году.

Кроме того, запущена программа по переходу на трехъязычное обучение. Например, «История Казахстана» будет преподаваться на казахском, а такие предметы, как информатика, химия, биология и физика постепенно будут переводиться на английский язык.

Между тем, по данным комитета статистики Минэкономики страны, население Казахстана составляет 18,3 млн. человек. Из них 67,47% приходится на казахов, 19,76% составляют русские, 1,53% - украинцы, далее с процентом следуют уйгуры, татары и другие этносы. Русский язык, по некоторым данным, остается самым распространенным в стране. Но с каждым годом ситуация меняется.

К чему в итоге может привести такая политика в будущем, что она значит для русскоязычных граждан Казахстана и не рискует ли эта страна -наш ближайший союзник — пойти по пути Украины?

— В Казахстане демографические процессы развиваются вполне определенным образом, — поясняет Виктор Шацких. — Коренного населения становится все больше, так как рождаемость в казахских семьях выше. Многие русские, напротив, уезжают из страны. Особенно это касается молодых людей, которые едут на учебу в Россию, другие страны и там и остаются.

Если по переписи населения 1989 года казахов было около 50% населения республики, то сейчас уже 65%. В силу демографических изменений меняется и языковая ситуация, и состав руководящих кадров. Все последние годы в администрациях всех уровней подавляющее большинство служащих составляют казахи. В составе начальников их почти 100%, при том, что в составе населения — только больше 60%.

«СП»: — А что можно сказать о предстоящем переходе на латиницу?

— Это можно толковать вполне однозначно — как попытку уйти из русскоязычного мира, где свободно говорят по-русски. Уже для следующего поколения казахов переход на латиницу сделает русский язык чужим.

«СП»: — Можно ли сравнить это с тем, что последние десятилетия происходило на Украине?

— Я недавно делал интервью с бывшим украинским депутатом Вадимом Колесниченко,который сейчас живет в Крыму. Он подробно рассказывал о том, как Виктор Януковичзаигрывал с националистами, в частности, с лидером одной из радикальных партий Олегом Тягнибоком. Перед выборами им давали возможность выступать на ведущих телерадиоканалах страны. Таким образом, по мнению Колесниченко, Янукович пытался создать управляемого монстра, на фоне которого сам смотрелся бы лучше. Но в итоге он доигрался. Эти силы оказались гораздо более мощными и сплоченными, чем Янукович предполагал, и они его «съели».

Сложно сказать, можно ли в этом проводить параллели с Казахстаном. Хотя недавно там происходили драматические события. В новогоднюю ночь в Караганде во время драки в армянском ресторане погиб местный житель, и начались едва ли не кавказские погромы. Есть небезосновательное суждение, что все это было инспирировано или, по крайней мере, не пресечено властью, чтобы показать, какие националисты страшные, и лучше поддерживать действующую систему со всеми ее пороками, воровством, кумовством, коррупцией.

«СП»: — На Украине националисты хотели уйти «прочь от Москвы», чтобы стать частью западного мира. А почему в Казахстане так хотят дистанцироваться от России?

— По большому счету, по той же причине, что и Украина. Конечно, в силу географических причин им сложнее ориентироваться на Запад. Но нужно признать, Казахстан на определенном этапе своего развития был очень зависим от России.

Я много лет прожил, учился и работал в этой стране. Раньше знание русского языка было совершенно необходимым для всех граждан Казахстана, не считая жителей совсем уж отдаленных сельских районов. Казахский же язык терял свои позиции, еще несколько десятилетий, и он мог бы практически исчезнуть.

Независимость, которая буквально свалилась на казахов, открыла им новые возможности для возрождения языка и традиций. В какой-то мере это хорошо и необходимо, но потащило за собой и другие вещи. Тут параллели с Украиной вполне уместны.

Пароксизмы растущего национального самосознания привели к обвинениям в адрес России, которая якобы специально мешала развиваться казахской культуре, угнетала, загоняла её под спуд. На этой волне и происходят многие процессы в Казахстане.

С другой стороны, сложно считаться независимым государством, если доминирующий язык в этом государстве русский. У многих казахов возникает вопрос, почему правительство, газеты, радио и телевидение — всё это у нас на русском языке. В той же Алма-Ате вполне свободно можно жить, не зная казахского языка, а вот без русского по-прежнему тяжело. Многие казахи считают такую ситуацию не нормальной и действуют с этих позиций. Они хотят, чтобы их страна перестала быть сателлитом России.

«СП»: — А на что в таких условиях рассчитывать русскоязычному населению? Они ведь не вчера приехали в Казахстан, как сейчас мигранты в Европу. Или им остается уезжать в Россию?

— Многие и так уже уехали. Это самые активные люди, которые имели деньги, желание и возможности. Из тех, кто остался, многие уже люди пожилые. Дети их, как правило, уехали, но они помогают, приезжают, граница для них открыта. В общем, в Казахстане по-прежнему живут четыре с лишним миллиона русских, и живут в целом неплохо. А вот что будет, когда там в силу естественных причин произойдёт смена власти — большой вопрос.

Много копий ломается вокруг того, что русские, как правило, не хотят учить казахский язык. Для казахов русский язык — это во многих сферах язык «старшего брата», канал, по которому в страну пришла наука, искусство, литература. Носители русского языка хотят, чтобы он в этом качестве и оставался. Но другая сторона считает это не нормальным, или, по крайней мере, спорным, вокруг этого ведутся дискуссии.

Наверное, ничего ужасного бы не произошло, если бы русские начали учить казахский язык. Кстати, те русские, которые все-таки его выучили, сразу становятся всеми любимыми. Но массового приобщения к казахскому языку среди русских не произошло и уже, наверное, не произойдет.

Этот момент остается острым. «Ах, вы не хотите учить казахский? Тогда не жалуйтесь, что вы не представлены в органах власти». При этом, как ни парадоксально, до последнего времени все казахские начальники вели совещания и заседания на русском языке. Сидят тридцать человек за столом, все до одного они казахи — и совещаются на русском языке.

Каких-то агрессивных притеснений русскоязычных, насколько я знаю, в Казахстане нет. Но есть то, что можно назвать «поддавливанием». Моего старого знакомого, кандидата исторических наук, потихоньку вытеснили из престижного университета. Не сразу, а постепенно создавая проблемы то тут, то там. В бизнесе и негосударственных структурах, правда, для русских пока что еще раздолье, почти как это было в 90-х. Люди там чувствуют себя довольно комфортно.

«СП»: — А почему не может быть просто два государственных языка, как во множестве других стран мира?

— Да, часто приводят пример Швейцарии или Канады, где несколько государственных языков. Но это, как правило, подразумевает создание национальных автономий с соответствующими администрациями, с некими внутренними границами. В Казахстане считают, что это опасный путь. Именно разделение в своё время СССР на союзные республики сыграло роль мины замедленного действия, привело к распаду страны. Поэтому и казахстанские власти, и лидеры национальных движений очень опасаются «автономизации» и категорически настаивают на том, что Казахстан должен оставаться унитарным государством.


Источник: Проект «Казахстан» близок к завершению
Опубликовал:
Теги: история деньги будущее переход казахстан

Комментарии (94)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис Леонтьев
Сейчас говорят Республика Казахстан, будут говорить Казахская республика.
Пример, который лишь подтверждает, что российские и казахские "элиты" выросли из одного корня. Что депутатам Госдури, что депутатам казахского Меджлиса, заняться нечем между распилом и разворовыванием бюджета. :о)
Даурен Каримбаев 
При СССР официально называлось Казахская ССР. А не Казахстан. Автор статьи и журналист Шатцких об этом не упоминули. Однобоко получилось.
Даурен Каримбаев 
Вот Казахстан это не официальное нащвание. А первые два верные. Вам пять с минусом)
Даурен Каримбаев 
При СССР не были равнозначными. В обществе речь идет об восстановлении исторической справедливости.
Борис Леонтьев
Ну, чтобы не быть однобоким и исторически верным, стоит вспомнить, что в РИ эта территория называлась Земли Сибирского казачьего войска. После образования СССР и до середины 30-х годов на них существовала КазаКская АССР и только в середине 30-х годов, в отместку казачеству за поддержку белого движения, большевики приказали переименовать КазаКскую АССР в КазаХскую АССР из которой в дальнейшем появилась Казахская ССР, а после распада СССР - Республика Казахстан.
Jurij Najdenow 
Республику Казахстан создало советское правительство - забыли ? А до этого были Малый Джус ,Средний и Старший ,который сейчас и баламутит всё в Казахстане .
Алексей Сибиряк
Развели враги вокруг России фашистско-бандеровское болото от прибалтики до Казахстана, и Лукашенко посередине.
Надо России учиться у США, как наводить порядок у своих границ.
Норьега был арестован 4 января 1990 года,
10 июля 1992 года он был приговорен американским судом к 40 годам лишения свободы за торговлю наркотиками и вымогательство.
Зеленский, грузины, Лукашенко, Назарбаев или Касым-Жомарт Токаев.
А вторым эшелоном Эстония, Латвия, Литва, Туркмения.
А может и одного Лукашенко хватит.
Владимир Логачёв
С развалом СССР в Казахстане резко все руководящие должности начали занимать казахи...дуб-дубом и неуч но..."Насяльник". Тупость умноженная на амбиции в результате бестолочь командует профессионалами. Национализм зашкаливает. Перевод на кирилицу, блеянье перед западом...ползанье по укропному сценарию.
Даурен Каримбаев 
Вот эти нашалныка с фашистами бились бок о бок с русскими. На моих до сих пор плач русского ветерана который всю войну прошел с нерусскими.
Даурен Каримбаев 
В ВОВ 600 тысяч казахов полегло. Москву обороняли до Берлина доходили. Мой дед участник его брат Берлин брал. Племянник под курском полег. И вы смеете принижать их заслуги. Они орденами отметились.
Алексей Сибиряк
Русский мир понёс катастрофические потери, сдав почти без боя геополитическим противникам свою существенную часть.
Назарбаева избрали пожизненным почетным председателем Тюркского совета.
Ебалдон, приняв решение о переводе Казахстана с кириллицы на латиницу, развернул Казахстан украинским курсом прочь от России. Казахстан нацелился двигаться в фарватере Турции.
Смена кириллицы на латиницу в Казахстане нацелена на то, чтобы отсечь от Русского мира второе по площади и экономическому потенциалу после Украины постсоветское государство.
Нельзя допускать чтобы Казахстан и Белоруссия пошли украинской дорогой.
Казахстан предоставил свои НИИ в распоряжение США для разработки биологического оружия.
Прав Путин, республики Советского Союза надо отпускать в свободное плавание только с той территорией, с которой они вошли в Советский Союз.
https://news.mail.ru/politics/42198733/?frommail=10
http://zavtra.ru/blogs/glaz_ev_raskol
Евгений Черныш 
А почему власти запрещают ношение орденских ленточек в праздники Великой Победы? Видимо они не поддерживают Ваше мнение о доблести казахстанцев в годы ВОВ?
Kozhain Korablev
История была изменена для режима пролетариата, сейчас же идет обратный и не обратимый процесс, к истокам, со всеми её пятнами и пробелами, дай Бог будет всё хорошо у этой страны, возможность ещё есть наверстать упущенное, а что сказать про сценарии то это не выгодно не для кого, и так периметр напряженный..
Даурен Каримбаев 
Эти баи феодалы жили лучше нас. Питались здоровой пищей и при лучшей экологии. Вы в Кузбасе были. Там же дышать нечем. А сколько прекрасных умов свалила за бугор. Можно было бы давным давно снизить все риски для здоровья нации. А проблемы с мусором вы Никиту Исаева послушайте Человек с Большой буквой. Вот кому не безразлична наша прошлое и наше будущее. Почему бы нам не построить его вместе. Поднять страну с колен аж всем на зависить. Поднять престиж русского языка и науки. Проводить конференции и симпозиумы в этой области. Уверен много людей со всего мира ждут этого и будут только рады.
Jurij Najdenow 
То есть ,ты призываешь снова вернуться к кочевому образу жизни ?
Даурен Каримбаев 
Подытожим. Я верю в Россию и в его народ. Какие милые и душевные люди живут в Ярославле. Есть еще умные здравамыслящие кому не наплевать на все. Не нужно ссориться а брать и учиться хорошему что имеют наши народы. Нас всех ждет одно будущее которую мы вершим неосознонно. Давайте строить его по уму. Политики вошли в СМИ. Управляют или хотят этого нашими умами. Направить хотят нас к другому посеить недоверие очернить кого угодно в свою пользу. Даже народы. Ненависть к украинцам которая льется на ТВ это уже перебор.
Даурен Каримбаев 
Надо жить в мире. Пытаться и еще раз пытаться. Перед внуками стыдно не будет. России нужно качественно поменять внуреннюю политику. Повысить уровень жизни поднять пенсии и пособии развиваться во всем догнать и перегнать преславутый Запад по ряду покащателей. Снизить детскую и материнскую смертность. Россия должна стать примером для других стран ближнего а также дальнего зарубежья. Не надо брать плохой пример у Запада. Справедливость и милосердие главные критерии порядочности.
Даурен Каримбаев 
Р.S. Нужно все это форсировать.
Игорь Ноздрин 
" Сколько волка не корми...." и " Предавший однажды..."
Даурен Каримбаев 
Вот тут то ошибочка. Кто Москву спасал от поляков . Татары. Кто против наполеона ... опять татары. Ближе татар русскому хорошего друга не найти. А вами перечисленный список под вопросом. История а нет время покажет кто есть кто. Как бы не соскочили ваши аланв.
Даурен Каримбаев 
РАН тут на моей стороне и Спицын.
Jurij Najdenow 
Ну да, татары, и предводителями у них были Пожарбай и Мининбай .Им даже памятник поставили в Москве ,сам видел.
Daulet Duisenbekov
Подобные предложения выдвигаются время от времени, их можно объяснить желанием их авторов пропиариться, иначе их просто забудут. Насчет того что "Моего старого знакомого, кандидата исторических наук, потихоньку вытеснили из престижного университета", то это полный нонсенс, по крайней мере в сфере высшего образования. Все мои, полностью русскоязычные коллеги, как работали, так и работают, никто их не вытесняет и не притесняет.
Николай Сосновский
"Моего старого знакомого" - любимая фраза интернет-троллей о том, что у них есть какой-то старый безымянный знакомый.
Даурен Каримбаев 
Тут с вами соглашусь. Не пустят вас и нас к власти. Мы тут на комменты только гадимся. А рулят миром и странами совсем другие.
Николай Сосновский
А что мы можем сделать ещё кроме комментов?
Оскорбительный комментарий был удалён.
Даурен Каримбаев 
Причем тут молодежь. Они не жили в ту эпоху. Вот не стоит к маленькой истине прибавлят большуб ложь. Аж издалека видно. Про Сталина Иван Дроздов все хорошо написал. По вине Джугашвили столько русских растреляли к примеру Вознесенского умного экономиста генплана. А Суслов еще тот предатель псевдоидеолог. А Хрущева неадекватного вытащил с Украины. А Жукова в Одессу затем в Урал направил вместо того чтоб министром обороны поставить. Вот не надо Сталина восхвалять и торжественно призывать к тиранию. Народ уж все осознал. Кто сейчас в компартии. Евреи. Русским больше такого политбюро с еврейской верхушкой не нужен.
Даурен Каримбаев 
Пока мы тут разглагольствуем Наш сосед Китай развивается семимильными шагами. Пора бы нам очнуться поднять нашу экономику промышленность повысить уровень жизни простому народу. Создать условия нашим старикам и детям. А то будет поздно. Реветь будем. Нас слопают маленькие дракончики. Омск потихоньку прибирают в свои руки. Поменять продажную власть которая предала народ.
Даурен Каримбаев 
Дроздов участник ВОВ очевидец множества несправедливости аксакал. Стоит к нему прислушаться Он отметил и плюсы Сталина и минусы. А у вас инфа из одного источника.
Поразмыслите за чаем. Спицын сталинист антивласовщик и то он признал сталинские перегибы.
Даурен Каримбаев 
А кто еще. Он высказывал явные расисткие лозунги. Считал многие советские народы пигмеями.
Даурен Каримбаев 
А флаг РФ то Власовский.
Имперский был совсем другим.
Даурен Каримбаев 
Оставьте в покое СССР Сталина Троцкого. Не нам судить. Наша цель впредь не допускать кровопролития. Как русские имеют право на свой язык культуру самобытность так и другие народы имеют такое же право. Огнем и мечом насильно мил не будешь. Возарата к прошлому нет. Увы. Живите по совести. Будьте уважаемы и любимы. Люди это оценят. Мира всем нам.
Даурен Каримбаев 
Ну да нашли на кого повесить грешки свои. И все народный любимчик.
Георгий Ситнянский
Пыхалов - сталинский ж...лиз.
Эдуард Климов
Нет такого города Алма-Ата, есть город Алматы!
Николай Астафьев 
нет такого города Алматы, есть город Верный!
Даурен Каримбаев 
нет такого города Верный,есть город Алматы. Из санскрита алма означает яблоко. -ты прилагательное т.е. яблочное.
Даурен Каримбаев 
Big apple это на самом деле не Нью йорк а Алматы)
Александр Сычёв 
Вас поддерживаю, есть город Верный, а не Ламата какая то.
михаил дуванов 
кто эти яблоки там развел? Неужто чабан ?История
Считается, что в XIV веке этот сорт яблок с Балкан через Молдавию и Украину попал в центральную часть России, где получил название «Апорт Александра» (в честь царя).

В 1865 году в окрестности Верного (будущая Алма-Ата) саженцы «Апорта Александра» привез переселенец из Воронежской губернии — Егор Редько. Этот сорт первоначально стал разводить садовод-селекционер Н. Т. Моисеев. Его сын агроном и садовод Тихон Моисеев вспоминал: "На приусадебном участке садового рабочего Федора Тузова уродились крупные яблоки апорта. Они произвели на Никиту Моисеева такое впечатление, что он бросил столярное ремесло и занялся разведением апорта. Некоторые яблоки, выращенные им, были величиной с маленький арбуз. Их украшал бордовый окрас или, как тогда говорили, «яблоки наряжались в красную рубашку»[1]. Планомерная видовая селекция, в том числе скрещивание их с местной дикорастущей яблоней Сиверса сделали новый сорт знаменитым. Благоприятный климат и почва помогли «Апорту» найти в предгорьях Заилийского Алатау свою вторую родину. Более того, сорт стал лучше по вкусовым качествам, чем был в других регионах и к настоящему времени приобрёл внутрисортовые названия: апорт Александр, кроваво-красный, зимний, розовый, репчатый[2].
Даурен Каримбаев 
Вот такое вот имеет... В казахском есть заимствования. Языки это вам не точная наука. В русском могучем тоже есть всякие заимствования. Встречный вопрос какое отношение имеет к латыни или к тюркам.
Даурен Каримбаев 
Чабан не чабан. Но дикие яблоки тоже растут. Глупый вопрос что появилось первым яблоко или садовод.
Даурен Каримбаев 
Тюркские языки по фонетике аглюнативные. Не подвержены изменениям и живучи. Ваши лингвисты говорят.
Оскорбительный комментарий был удалён.
Даурен Каримбаев 
В Киевских летописях упоминается народ КОСОГИ с которыми то дружили то враждовали.
Marat Abilov
"Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается. Я
удивляюсь, как не обратит на это внимание Англия. Делает ее алано-осетин» «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголь, 1835
юрий иванов
Примерно о том же говорит Сулейменов..
Даурен Каримбаев 
Эти аланы черкесы z93 по гаплогруппе имееют отношение к андроновской культуре. Между прочим. К ним же татары башкиры узбеки крымские татары относятся. У русских другой гаплотип. Клесова почитайте.
Arman Balgabekov 
Томирис это не казахи)). это наши предки, жившие на нашей земле. Как и Гунны, Кипчаки, Саки. Тюркские народы. после этого мы ведь не называем их казахами. Но кровь в нас бежит Тюркская. И Чингисхан был нашим предком. с наших земель. Ибо только на трон, мог присесть Чингизид. А что то Вы сейчас мне будете писать, то что он не какой не Ваш предок и так далее. То Вам конкретно промыли мозги. Вы читаете лишь то что хотите читать. Русские сколько раз переписывали историю.
Arman Balgabekov 
осмеян кем, Вами? а Вы кто? Неудачник, проживший больше пол жизни. В которой он читал все о лже истории)))
Arman Balgabekov 
РФ не выгодно чтоб все всё знали. Ведь наши предки раньше гремели по всему миру. А как говорит господин В.В. Путин. что у нас даже своей земли не было. короче этот спор бессмысленный так как Вы человек тупой. и читали не те книжки.
Arman Balgabekov 
Когда кипчаки были, монголов не было, даже слово такого не было. как вы историю учили? Точнее кто вам ее преподавал?
Arman Balgabekov 
Вы видимо вообще не читаете книжки. Вы просто верхушек нахватались и все. Там услышали здесь услышали. И просто для себя вывод сделали. А толку что вы там слышали оказывается 0. говорят, говорят в Москве кур доят, вы тоже этому поверите?
Arman Balgabekov 
Гунны, Кипчаки, Чингисхан. Как я понял Вам просто завидно) что у Вас таких предков не было. Вы и начали историю переписывать!
Василий Катаев 
Здравая мысль от очередного автора. Все эти автономии и нацбразования вредны и территориальный раздел по этносам для государства выйдет боком рано или поздно. И СРОЧНО нужно ДУМАТЬ, но не Думе (она не умеет), о территориальном желании по-новому. Но, ещё одно: суперокруга тоже категорически запретить создавать. Простой пример: УРФО. Расскажет страну. Как нож. И, при том, богат и самодостаточен. А Россия, к сожалению, не столь устрявшееся образование.
Николай Сосновский
"Срочно надо думать" - кому думать?
Владимир Макатаев 
Национализация в плане языка это неплохо, НО в данном случае это путь в никуда!!! Нет в казахском языке таких технических названий, которые были бы понятны в отличие от русского. В Узбекистане я столкнулся с тем, что человек обучающийся в техникуме мне честно и откровенно сказал, что преподавателя никто не понимает (даже коренные узбеки!!!) И эти люди шли в библиотеки (интернета тогда не было) и брали РУССКОЯЗЫЧНЫЕ книги и по ним писали работы.
Это путь к оглуплению населения, а "необразованным быдлом легче править!" Вот и все.
Даурен Каримбаев 
Я против СССР. А Сталин как старая пластинка и давно игранная фишка.
Я за Вече. Хватит тоталитарщины. Народ много горя выпил. Дайте пожить в мире.
КПСС не прокатит. Общество не примет. В Китае он прижился. Там народ дисциплину уважают и жесткие меры им по плечу.
Вот русский народ не таков. Я ожидаю рост самосознания и гражданской позиции прежде всего русских.
Даурен Каримбаев 
Сам Путин признал Сталинские репрессии античеловечными. И что их ничем не оправдать. Даже РАН высказался против Бортникова за его высказывания в пользу репрессии. После таких слов он должен был подать в отставку.
Даурен Каримбаев 
Всех кого расстреляли так или иначе принимали участие в становллении Советов. Просто хитрый Сталин зачистил всех.
А вы пропагандируете бандита и его методы. Лучше бы Ленина цитировали.
Даурен Каримбаев 
А все ли вернулись из лагерей. Это же билет в один конец. Нас с вами Андрей ,будь Сталин жив давно бы расстреляли. Тьфу три раза. Меня за антисоветчину. А вас за возвеличиванич алан а не грузин. Как псевдоисторика.
Даурен Каримбаев 
Русские встанут нп путь развития в союзе с финнами и турками. Кто то так предсказал.не помню. Не придавал этому значения. Счас гляжу все так и вырисовывается.
Владимир Макатаев 
Насчет Сталина - послушайте "Гоблина" на Youtube - он все правильно и ГРАМОТНО сказал. Путину до него еще (цензура) "какать да какать"
Оскорбительный комментарий был удалён.
Даурен Каримбаев 
Продвинутые русские не хотят в Россию. Боятся войны. Как бы не получилось так что опять русских могут использовать в гнусных целях.
Александр Сычёв 
Лично я уехал в Россию, т.к. боялся за своё будущее и будущее своих детей. Корячится ситуация как на Украине и мне бы не хотелось участвовать в боевых действиях против нациков.
Даурен Каримбаев 
Путина В.В. не слушаете что ли. Он же вас всех в мученики записал.
Николай Сосновский
И правильно сделал. Русские всегда были и есть мученики. Мы за весь мир отдуваемся.
Даурен Каримбаев 
Вы в своем уме батюшка. Упаси Бог от ядерной войны. От Москвы останется большая дырка А Россия вся в язвах. Ну США исчезнит предположим. Россия победит. Китайцы вас сразу подберут. И уцелевшую часть америки. Они под шумок могут кончить япошек с корейцами. И все ПРИШЛИ. Финита ля комедия.
Николай Сосновский
От китайцев тоже мало что останется, т.к. они в сторонке стоять не будут. А про индию почему не вспомнили? Про Пакистан? И вообще, на мой взгляд, ядерное оружие - это единственный сдерживающий фактор от агрессии.
Даурен Каримбаев 
Китайцы выживут при любом раскладе. Вы про гог и магог забыли. Яджудж и маджудж в Исламе. Китайцы считают себя потомками Яо и Мяо. И сбудутся библейские пророчества. Они нас по одному угробят.
Даурен Каримбаев 
Не совсем согласен про сдерживающий фактор. К боли привыкаешь со временем. Точно также при нагнетающей обстоновке нервы могут сдать. Одно несуразная провокация может раздуть Пламя. А китайцы подбросят дровишек. Издревле у них так принято.
Даурен Каримбаев 
Индия и пакистан региональные страны в мире три четыре игрока США Россия Китай и так себе ЕС. если пиндосу проиграют они свалят в ЕС. будут стравливать китай против России или наоборот. Если Россия победит и понесет большие потери. Элита и часть народа побегут в европу в уцелевшую часть мира с оружием в руках насильно приберая все к рукам в спешке убегая о ханьцев.
Даурен Каримбаев 
Все банально ради ресурсов. И зачем им сильный соперник. Сша канут в история. Остается лишь один конкурент в лице России. Пока Слаба не встала ищ разрухи лучшее время покончить с ним не найти
Владимир Сычёв 
Какое ЕС. Первого кого расхренячат, так это Европу. Война начнётся на европейском театре.
Даурен Каримбаев 
Об этом позаботились Шредер и Путин. Войны там не будет. Спонсоры нынче в Европе сидят. Пострадают совсем другие. США балласт для мировой элиты со своим бешенным долгом. На это дело списывать. Америкосы морально готовы побряцать доспехами. Вижу китайцы ту же песенку поют.
Татьяна
С Россией. А вы знаете, казахские националисты считают территорию оренбургской и Астраханской областей исконно казахской. И разговоры пошли сразу после раздела СССР. И слабеть России не как нельзя, бывшие братья сразу явятся за наследством не умершего родителя. А повод всегда можно придумать, типа казахского голодомора.
Владимир Акифьев 
Скажу за Павлодар. В интеллектуальных специальностях в основном русскоязычные: автосервис, особенно двигателей, литейное дело, наладка металлообрабатывающих станков. А в администрации - все казахи. ("Казах работать не любит, он любит руководить".)
Владимир Акифьев 
Мой агатай в Павлодаре "продвинут" в работах с металлами и металлообработкой. И он сказал: "Как только казахи переименуют последнюю оставшуюся улицу Лермонтова - уеду в Россию". А пока уезжать не хочет: он там востребован и уважаем. А вообще-то следовало Казахстану вернуть России цыганский берег, ибо - мина замедленного действия, как бы не аукнулась.
Оскорбительный комментарий был удалён.
Marat Abilov
Давно известно, что американцы произошли от алано-осетин. Например, «No parking» в переводе с алано-осетинского означает «Друг, как брата прошу, сюда нэ ходи, нэ нада».
Само слово «осетин» произошло из украинско-казахского выражения «о це тиин», что означает «вот это копейка».
Олег Коротаев 
Всё это похоже на мировое переформатирование и хотя все процессы нынче выглядят юродивыми, в итоге всё должно стать на свои места -
Алексей Сибиряк
Прав Путин, республики Советского Союза надо отпускать в свободное плавание только с той территорией, с которой они вошли в Советский Союз.
Оскорбительный комментарий был удалён.
Даурен Каримбаев 
Как насчет гунов и хунов а Атилла? Прототюрки.
Даурен Каримбаев 
У шумер с тюрками схожи слова. Не один а сотни. Если совпадении много в науке говорят что имеем дело с системой.
Даурен Каримбаев 
А у тюрков что не было папы и мамы. А они с неба упали.)))
Даурен Каримбаев 
Страбон свою то историю плохо знал. Древние Этруски это тюрко-славяне. Какая то отколовшаяся часть предков скифосармат. Испокон тюрки и славяне были в союзе. Я скажу больше были братьями. Славяне R1a, Тюрки R1b. Общий предок R1. Просто жены от разных народов. Как вы сами знаете язык передается по матери. Этих братьев разделило время и большие расстояния.
Даурен Каримбаев 
Вас послушать так все и вся от алан и осетин произошли.
Глупость какая то.Скифы первичнее алан. Почему Геродот об аланах ничего не писал. Зная иранский язык Геродот поскифский не понимал. Пророк Иеремия скифов к ираноязычным не относил. Сами персы скифов считали Туранцами. Землю их Тураном. Скифы расселились из Алтая. На алтае иранцы не обитали. Индусы скифов относят к тюркоязычным. Про какой еще эсперанто древности может идти речь. Если тюркский распростерся по большому ареалу. А судьба эсперанто всем известна. Сказочник вы наш. В Сибири находят шумерскую керамику. Остается првести анализ. Узнать что старше аналог или оригинал.
Arman Balgabekov 
Гуны - осетины вхахахаахахаххахаах
Осетины всю жизнь в горах прятались. От не желательных лиц.
Где ваши осетины были когда к ним пришли персы?
А вот наши предки встретили персов и п...ы им дали аж 2 раза. Дарий
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Казахстан согласился стать американским полигоном против России и Китая
Казахстан согласился стать американским полигоном против России и Китая
130
Ваши новости 23:31 30 янв 2021
Казахстан превращается в военного союзника Турции 
Казахстан превращается в военного союзника Турции 
88
Ваши новости 14:01 25 ноя 2021
«Финал близок»: Стрелков предрек, как Запад будет уничтожать Россию
«Финал близок»: Стрелков предрек, как Запад будет уничтожать Россию
75
Ваши новости 08:01 02 май 2019
Вот это ошибочка вышла: Казахстан «оттяпал» части России, Узбекистана и Китая
Вот это ошибочка вышла: Казахстан «оттяпал» части России, Узбекистана и Китая
41
Ваши новости 13:02 15 сен 2017
Станет ли Казахстан новой «Антироссией»?
Станет ли Казахстан новой «Антироссией»?
4
Ваши новости 22:01 29 июн 2018
Неизвестный советский проект — танк стреляющий молниями
Неизвестный советский проект — танк стреляющий молниями
0
Авто-Тема 12:01 05 апр 2021
Казахстан возмущен !
Казахстан возмущен !
1
Ваши новости 17:01 28 фев 2019
Казахстан: противостояние националистов и интернационалистов
Казахстан: противостояние националистов и интернационалистов
2
Ваши новости 15:01 20 янв 2019
В отношении Крыма «союзный Казахстан» оказался трусливее Норвегии
В отношении Крыма «союзный Казахстан» оказался трусливее Норвегии
4
Ваши новости 10:09 17 мар 2021
Ява 350 typ 360: проект реставрации "Старушки"
Ява 350 typ 360: проект реставрации "Старушки"
20
Авто-Тема 10:28 29 мар 2019
Казахстан: герои, которых мы выбираем
Казахстан: герои, которых мы выбираем
40
Ваши новости 14:02 18 янв 2019
Почему вдова последнего султана Османской империи почти 40 лет не выходила из дома: Мюшфика Кайысой
Почему вдова последнего султана Османской империи почти 40 лет не выходила из дома: Мюшфика Кайысой
0
Читайте самую соль! 17:43 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства