VI Всебелорусское собрание, которое завершилось сегодня в Минске, должно было очертить контуры грядущей конституционной реформы страны. После масштабных акций протеста, захлестнувших республику в августе прошлого года, стало очевидно: Белоруссия находится в системном политическом кризисе, а прежние модели, по которым действовал Лукашенко, работать перестали.
На Белоруссию давил и Запад, пригрев в Литве главного соперника на президентских выборах Светлану Тихановскую, и Россия, которая ясно дала понять Лукашенко: сидеть на шее у РФ и одновременно с этим саботировать интеграцию больше не выйдет. Под столь беспрецедентным давлением Лукашенко был вынужден пойти на уступки: он пообещал изменить конституцию страны, перераспределить властные полномочия в пользу парламента и ограничить количество президентских сроков.
Выступая на Всебелорусском собрании, Александр Лукашенко обрисовал грядущие изменения вкратце и озвучил примерные даты голосования за новую конституцию Белоруссии: не раньше, чем через год. Потому что подготовиться надо. Никакой конкретики, лишь выторгованный еще один год президентства.
Возможно, именно поэтому в ЕС скептически отнеслись к самой идее Всебелорусского собрания – мол, постановочное мероприятие, не более. Да и в России, надо сказать, батьке уже давно не верят, хоть и продолжают по старой привычке снабжать кредитами.
Действительно, по нынешней конституции Белоруссии, Всебелорусское собрание и все принятые на нем резолюции законной силы не имеют. Это лишь рекомендации, не более. Однако к одной рекомендации, прозвучавшей с нарядно украшенных трибун, и в ЕС, и в России стоит внимательно прислушаться. Речь идет о так называемом нейтральном статусе Белоруссии. Так вот, его предложили пересмотреть: дескать, уже не отвечает вызовам времени.
«На мой взгляд, закрепленное в конституции стремление Белоруссит к нейтралитету не соответствует текущей ситуации. В современном глобализированном мире, пронизанном интернационализацией, нейтралитета в его классическом понимании уже не существует», — заявил делегатам VI Всебелорусского собрания глава МИД Белоруссии Владимир Макей
Что вообще давал Белоруссии нейтральный статус?
Считается, что страны с нейтральным статусом не принимают участия в вооруженных конфликтах, а также не вступают в какие-либо военные блоки в мирное время. Однако вооруженные силы нейтральных стран могут в некоторых случаях посылать своих солдат на войну – если речь идет о миротворческих операциях в нестабильных регионах, например, в Африке.
Нейтральный статус Белоруссии закреплен в конституции. Страна декларирует невмешательство в региональные конфликты, будь то в Восточной Европе или на Ближнем Востоке. Однако Белоруссия является членом ОДКБ и ряд договоров о сотрудничестве с Россией в военной сфере. Это никоим образом не ограничивает нейтральный статус республики: Белоруссия приняла участие в урегулировании украинского кризиса именно как нейтральная сторона (все переговоры о статусе Донбасса проходят преимущественно в Минске, а документы о перемирии так и называются – минские соглашения). Кроме того, согласно уставу ООН, даже нейтральные страны вольны выбирать с кем именно заключить договор о коллективной обороне в случае нападения, так что противоречия здесь нет.
Для России важно, что территория Белоруссии не может использоваться иностранными государствами для совершения агрессии против третьих стран. А для Евросоюза отход Белоруссии от нейтрального статуса может означать то, что Россия за счет Белоруссии якобы попытается расширить свои «агрессивные внешнеполитические и военные действия» как в регионе, так и по всему миру.
Вероятно, разговоры о возможном пересмотре нейтрального статуса – своеобразный элемент торга. Причем как с Россией, так и с Европой. Потому что Лукашенко очень выгоден нынешний, так называемый ситуативный нейтралитет. Полноценным членом европейской семьи Белоруссия вряд ли когда-либо будет, а пойти на дальнейшее сближение с Россией и стать более зависимыми от Кремля не хочет ни оппозиция, ни сама белорусская власть.
Наиболее выгодный статус для Белоруссии, учитывая все за и против – именно нейтральный. Правда, одна Швейцария на европейской карте уже есть, вторая - без надобности. Но нейтралитет, вообще-то, должен включать более тесное сотрудничество с остальными заинтересованными странами – уж с соседями так точно. Но на деле этого не происходит – ни с Россией, ни с Европой, и вряд ли ситуация в скором времени изменится. От давления со стороны ЕС Лукашенко кое-как сумел закрыться, заодно и активы обезопасил, а у России, увы, совершенно не осталось рычагов влияния в республике
Так что весь следующий год он продолжит делать то, что он умеет делать лучше всего: торговать нейтралитетом. Как только этот статус исчезнет из конституции – торговать станет попросту нечем.
Екатерина Петрова
Комментарии (1)